Виды транспортировки. Рекомендации по ее организации
Источник: Библиотека экстремальных ситуаций
Справочно-методический сборник в 35 томах
Редактор и составитель Лучанский Григорий
Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.
Введение
Особенностью существующей литературы, а также наиболее часто встречающихся программ обучения является разделение аспектов оказания медицинской помощи пострадавшему и аспектов его транспортировки. Вспомним, например, что вопросы транспортировки затрагивают туристские школы (НТП, СТП, школы подготовки альпинистов и т.д.), но без затрагивания медицинских аспектов оказания помощи. В то же время, люди, получившие медицинскую подготовку, имеют знания, наиболее ориентированные на штатные средства оказания помощи и транспортировки. Обзор средств и видов транспортировки и является целью данной работы. В геологической (туристической) группе обычно хватает людей, имеющих знания и навыки по вязке узлов, наведению переправы и другим техническим моментам. А эта работа рассчитана на санинструктора-руководителя (организатора работ по транспортировке и оказанию помощи) и имеет целью дать ему необходимый набор знаний для выбора способа транспортировки пострадавшего, соответствующего состоянию пострадавшего и объему оказанной ему медицинской помощи.
Работа также содержит рекомендации по транспортировке пострадавшего и результаты полевых испытаний.
Итак, вопросы, связанные с транспортировкой, будем рассматривать с точки зрения геологической группы, имеющей в своем составе геолога-санинструктора; туристской группы; группы геологов-санинструкторов, т.к. все эти случаи имеют общие отличительные особенности:
- малое количество специальных медицинских средств и медицинского оборудования, предполагающее использование подручного материала;
- отсутствие рядом с пострадавшим (пострадавшими) врача;
- наличие в группе парамедика (санинструктора), могущего оказать доврачебную помощь, организовать транспортировку и руководить ею;
- отсутствие в непосредственной близости медицинского учреждения, делающее неизбежным организацию транспортировки на подручных средствах, транспорте и специальном транспорте, совмещение разных видов транспортировки.
1. Обзор видов транспортировки.
1.1. Классификация.
Обычно классификация видов транспортировки проводится по используемым для ее организации средствам:
1) Ручная:
- На спец. cредствах
- Импровизированная транспортировка
2) Вьючная
3) Механизированная:
- Ж/д транспортировка
- Воздушная
- Водная
- Автомобильная
Естественно, что наиболее щадящими видами являются механизированные способы транспортировки. Так же очевидно, что ручная транспортировка на специальных средствах более предпочтительна, чем с использованием импровизированных средств. Вьючная транспортировка является более быстрой, чем ручная, но ее минус - в большей сложности организации.
1.2. Ручная транспортировка.
1.2.1. Импровизированная транспортировка.
Хотя этот вид транспортировки является одним из самых тяжелых по проведению и организации, но он используется всегда (либо как основной на данном этапе, либо как промежуточный (до спец. средств )). С другой стороны необходимо отметить, что наиболее часто этот вид транспортировки является и единственно возможным.
Для организации транспортировки пострадавшие (подготовленные к ней) делятся на следующие категории:
- легко пострадавший (травмирован, но способен передвигаться самостоятельно, либо с минимальной поддержкой);
- пострадавший средней тяжести (передвигаться самостоятельно не может, но находится в сознании, и тяжесть травмы позволяет транспортировать его в любом положении);
3) тяжелый пострадавший (пострадавший, которого можно переносить лишь в определенной позе). Соответственно, в зависимости от тяжести пострадавшего выбираются разные способы и различные импровизированные средства для организации его транспортировки.
Самыми доступными предметами, используемыми для изготовления транспортировочных средств, являются: веревки; рюкзаки; ледорубы; лыжные палки; деревянные палки; одежда (куртки, штормовки и т.п.); спальные мешки.
Эти предметы, есть у любой группы, организующей транспортировку либо могут быть найдены в ближайшей окрестности (деревянные палки).
На малые расстояния переноска может быть осуществлена и без привлечения вспомогательных средств (на руках).
Коротко перечислим наиболее часто применяемые способы ручной транспортировки:
а) переноска на себе: на «закорках»; на плечах, параллельно земле;
б) переноска на руках вдвоем (руки сцепляются квадратом, на который сажается пострадавший);
в) переноска на туре веревки (в одиночку или вдвоем);
г) переноска на рюкзаке (в рюкзаке);
д) переноска на плащах, куртках, мешках, одетых на палки;
е) на волокушах (из лыж, веток, спальников и т.п.);
ж) переноска на мягких (веревочных) носилках;
з) переноска на полужестких носилках;
и) переноска на носилках с жестким каркасом;
к) переноска на средствах, имитирующих жесткие носилки (дверь, стальной лист и т.п.).
1.2.2. Транспортировка на спецсредствах.
Существует великое множество спецсредств, предназначенных для ручной транспортировки пострадавшего. Как правило, все они представляют из себя конструкцию типа носилок той или иной степени жесткости. Их отличительной особенностью является то, что они более удобны и предпочтительны для транспортировки пострадавших (поднимающийся ножной или головной концы, ролики, облегчающие погрузку в транспортное средство, малый вес и т.д.). Минус же состоит в том, что при всех плюсовых качествах очень накладным является включение таких носилок в снаряжение геологических, а уж тем более туристических групп. Таким образом, транспортировка на ручных спецсредствах используется, как правило, уже непосредственно перед погрузкой пострадавшего в транспортное средство.
Существует несколько общих правил по переноске пострадавшего на ручных средствах транспортировки:
- пораженных и больных на ровной местности несут ногами вперед, т.к. при таком положении идущие сзади видят лицо пострадавшего, а вещи идущих впереди (рюкзак, наплечная сумка, аптечка) не мешают голове пострадавшего;
- по склонам, лестницам пострадавшего транспортируют вверх головой;
- при переноске идут «не в ногу», что препятствует раскачиванию носилок;
- чтобы не повлечь дополнительных травм, важна своевременная смена и отдых участвующих в переноске пострадавшего;
- пострадавший при переноске должен быть надежно защищен от неблагоприятных погодных условий (солнце, дождь, снег, мороз);
- пострадавший обычно фиксируется (привязывается) к носилкам;
- при переломе конечностей следят, чтобы при переноске вес тела не давил на поврежденное место.
Надо отметить, что при ручной транспортировке максимальной высотой препятствия, преодолеваемого без дополнительных средств, является высота вытянутых вверх рук. В этом случае делается следующее: впереди идущие ставят конец носилок на препятствие, поднимаются, помогают подать носилки вперед и установить их на препятствии, поднимаются идущие сзади.
При транспортировке на сложном рельефе используют альпинистскую технику и дополнительные средства для организации подъема, спуска, траверса, страховки и самостраховки и других работ по эвакуации пострадавшего. К этим средствам относятся: веревки, карабины, крючья, ледорубы и другие предметы, обеспечивающие безаварийное передвижение по сложному рельефу.
1.2.3. Психологические проблемы.
Травма в группе (геологической или туристической) - это сильная психологическая нагрузка на руководителя и всю группу в целом, причем, чем тяжелее травмирован пострадавший, тем эта нагрузка сильнее. В этом отношении много легче независимому отряду спасателей, проводящему спасательные работы, хотя такую помощь, возможно, получить далеко не всегда. Совсем критичная ситуация, когда в группе два человека и один из них - пострадавший.
В любом случае производится обеспечение безопасности пострадавшего (извлечение из опасной зоны: болота, камнепада и т.п.) и оказание посильной медицинской помощи, психотерапия.
Выносить пострадавшего в одиночку практически невозможно (факторы: расстояние, рельеф, погодные условия, запас снаряжения и продуктов питания), поэтому, скорее всего, решением будет психологически сложный, но дающий больше шансов на успех вариант: оставить пострадавшего одного и уйти за помощью.
Если группа многочисленна, то обсуждение возможных вариантов действия и принятие решения производится, как правило, не при пострадавшем. Обычно для обсуждения этих вопросов группа отходит в сторону, оставляя с раненым одного-двух человек.
1.2.4. Требования к транспортировочным средствам.
При создании импровизированных транспортировочных средств или при выборе промышленного варианта следует, кроме времени изготовления и стоимости, рассматривать и степень их соответствия перечисленным ниже требованиям. Чем больше эта степень, тем предпочтительнее выбор данного транспортировочного средства.
Требования:
Общая масса не более 20 кг.
Размеры: длина не менее 1800 мм, ширина не менее 600 мм, масса переносимого груза не менее 120 кг.
Необходима подставка, позволяющая удержать платформу с раненым на высоте 40 - 50 см над поверхностью (желательно, регулирующаяся).
Желательно предусмотреть крепления для колес или полозьев при транспортировке по гладкой поверхности и места для крепления к специальному спасательному снаряжению (лебедки, спасательные пояса и т.д.).
Необходимо предусмотреть места для крепления сосудов с жидкостями (не менее двух) для капельного введения с двух сторон. Желательна возможность регулировки по высоте.
Необходима надежная фиксация (активная, пассивная) головы, тела, конечностей больного к носилкам (крепления, ограничительные бортики и т.п.).
Если возможно - переменная жесткость поверхности, на которой находится раненый.
Обеспечение возможности поднимать и опускать головную и ножную части платформы с раненым. Возможность транспортировки в положении сидя, лежа на спине, боку, животе.
Мягкие нескользкие складные ручки и крепления для плечевых ремней на 2, 4, 6, 8 человек.
Места для крепления медицинского оборудования: шин, тонометра, сумки и т.д., а также их защита от пыли, влаги, загрязнения.
Место для крепления спального мешка для пострадавшего, который бы удовлетворял следующим требованиям:
а) обеспечение достаточной защиты от низких и высоких температур, влаги, пыли, снега, загрязнения;
б) места для крепления локальных согревающих и охлаждающих элементов (обязательно на голове и животе) и противопролежневых элементов и подушек;
в) возможность раздельного осмотра и проведения манипуляций у больного в следующих частях тела: туловище, живот, руки, ноги по отдельности, голова;
г) возможность проведения туалета больного, особенно в области головы и таза.
Кроме перечисленных требований существуют и дополнительные требования к транспортировочным средствам в условиях различных климатических зон.
Пустынные районы:
достаточная защита от высоких температур (выше 30°).
уменьшение влагопотерь.
защита от прямых солнечных лучей.
защита от ветра, пыли, песка.
защита от насекомых.
Северные районы:
защита от низких температур.
защита от снега, дождя, высокой влажности.
защита от ветра.
защита от прямых солнечных лучей.
Высокогорные районы:
защита от высоких и низких температур.
защита от ветра, пыли.
защита от прямых солнечных лучей.
защита от дождя, снега, града.
обеспечение возвышенного положения туловища.
надежная система крепления пострадавшего.
возможность крепления кислородного баллона и маски.
возможность крепления к альпинистскому и спасательному оборудованию.
Таежные районы:
защита от дождя, снега, влажности.
надежная система крепления пострадавшего.
защита от веток.
защита от насекомых.
Отметим, что, выполняя перечисленные выше требования, а также беря за основу приведенные выше импровизированные виды носилок, можно практически в любой ситуации создать удовлетворительное транспортировочное средство из подручных материалов.
1. 3. Транспортировка автотранспортом.
Данный вид транспортировки практически не имеет противопоказаний, если транспортировка проводится приспособленной для этого техникой. Причем под «приспособленной» понимается не только специальный медицинский транспорт, но и транспорт, удовлетворяющий элементарным требованиям к перевозке пострадавших.
Легкопострадавшие (см. классификацию в п. 1.2.1) могут перевозиться практически на любом транспорте, подойдут даже мотоциклы с коляской или просто мотоциклы.
Пострадавшие средней тяжести, скорее всего, уже не могут транспортироваться мотоциклетным транспортом (все зависит от конкретной травмы), а при транспортировке требуют крепления к транспортному средству.
Тяжелопострадавшим требуется автотранспорт, позволяющий перевозить их в лежачем положении. Причем, в зависимости от вида травмы и необходимой помощи в дороге, эти требования могут располагаться в диапазоне от специально оборудованного реанимобиля до легковой машины, на заднем сиденье которой пострадавший будет находиться в лежащем состоянии либо в полулежащем с подогнутыми ногами.
Общие требования к автотранспортировке раненого:
1) пострадавший должен быть уложен и закреплен так, чтобы его транспортировка не привела к дополнительным травмам;
2) пострадавший должен быть укрыт от воздействия неблагоприятных погодных условий: холод, жара, дождь, снег, ветер и т.д.;
3) положение раненого в транспортном средстве должно обеспечивать возможность проведения лечебных манипуляций (введение лекарств, дача кислорода и т.п.);
4) санинструктор должен находиться рядом с пострадавшим, что обеспечивает своевременное оказание медицинской помощи в пути.
1.4. Транспортировка железнодорожным транспортом.
Как правило, используется при массовых авариях и катастрофах в специально подготовленных вагонах с медицинским персоналом и медикаментозной базой.
Требования к транспортировке:
- надежное крепление пострадавшего (существуют специальные ремни для крепления раненых к полкам вагонов);
- постоянный контроль за состоянием больного.
Транспортировка ж/д транспортом, если она является транспортировкой к ближайшему медицинскому стационару, не имеет противопоказаний. Еще одним ее плюсом является то, что из-за достаточного размера ж/д вагонов транспортировку можно проводить параллельно оказанию помощи (транспортная иммобилизация, остановка кровотечений и т.д.).
1.5.Транспортировка авиационным транспортом.
Хотя данный вид транспортировки является наиболее эффективным видом эвакуации, он имеет ряд специфических особенностей, обусловленных воздействием на организм человека неблагоприятных факторов полета. В зависимости от степени выраженности этих факторов можно произвести следующую классификацию видов воздушного транспорта:
- транспортировка самолетом или вертолетом в санитарном варианте (наиболее предпочтительна);
- транспортировка на самолетах, имеющих герметичную кабину (Ту-134, Ту-154, Як-40, Ил-76 и др.);
- транспортировка на самолетах, не имеющих герметичной кабины (Ан-12, Ан-26);
- транспортировка вертолетом.
Основные неблагоприятные факторы - разрежение воздуха, изменение давления, воздушные ямы. Все это может значительно ухудшить состояние раненого, особенно если у него имеются повреждения ЖКТ или ЧМТ. Уменьшение количества кислорода во вдыхаемом воздухе (даже в герметичных кабинах) может вызвать высотную болезнь. Другие факторы (уменьшение влажности, температуры воздуха в кабине) отрицательно сказываются на больных с обширными ожогами, поражениями глаз, отморожениями. Уменьшение плотности воздуха с высотой может привести к таким нежелательным проявлениям как снижение эффективности кашля, уменьшение силы (громкости) голоса, повышенное состояние тревоги.
Таким образом, при решении вопроса о транспортировке авиатранспортом обязательно рассматривается следующее:
- тяжесть ранения;
- продолжительность полета;
- высота полета;
- тип самолета;
- тип кабины;
- наличие в достаточном количестве кислорода, дача которого может быть необходима с высоты 2000 метров, а то и с момента взлета.
Основными противопоказаниями к эвакуации авиатранспортом являются: шок и кровопотеря; сдавление головного мозга; эпилептический приступ и состояние психической возбужденности; ранения шеи при затрудненном дыхании; ранения сердца, приступ стенокардии, гипертонический криз; приступ бронхиальной астмы; явления отека легких.
При этом надо отметить, что, наравне с абсолютными противопоказаниями к эвакуации авиатранспортом при этих травмах, именно при них и необходима экстренная эвакуация. Таким образом, при невозможности оказания помощи на месте и при отсутствии других способов эвакуации, гарантирующих сохранение жизни больному, должна использоваться авиатранспортировка с соответствующей подготовкой больного, оказанием ему помощи в полете и движение на низких высотах.
В настоящее время считается, что при перевозке раненых на вертолетах (легкомоторных самолетах) на небольшие расстояния (30-60 мин) и на малых высотах - противопоказаний практически нет.
1.6. Водная транспортировка.
Так как большая часть походов и геологоразведочных работ проходит рядом с реками и в более менее населенных районах, то водная транспортировка часто является единственно возможным и быстрым способом доставки раненого в мед. учреждение прибрежного населенного пункта, либо - достижения транспортных магистралей (мостов, дорог, посадочных площадок авиатранспорта).
Требования:
- надежность плавательного средства;
- спокойное течение (на сложных по прохождению водных участках пострадавший может переносится ручным способом);
- защита пострадавшего от воды, холода, насекомых;
- надежное крепление пострадавшего;
- подготовка к транспортировке и оказание необходимой помощи в пути.
1.7. Выводы.
При всем многообразии видов транспортировки в наличии всегда будет иметься лишь малая часть из них. При выборе способа эвакуации следует, кроме всего прочего, прогнозировать и возможные препятствия (при авиаперевозках - грозовой фронт, при наземной транспортировке - завалы, пожары, обвалоопасные участки и т.д.). Всегда важен вопрос транспортной иммобилизации и подготовки больного к транспортировке. Любая транспортировка неблагоприятно влияет на состояние пострадавшего.
2. Рекомендации по транспортировке.
Предлагаются варианты действий по транспортировке и помощи на первые сутки после получения травмы, ранения, заболевания. Естественно, что рассмотрены лишь некоторые случаи. Вопросы о том, как был поставлен тот или иной диагноз не рассматриваются, так как это выходит за рамки нашей темы.
2.1. Рекомендации по транспортировке.
Переломы рук:
Обезболивание (анальгин, баралгин).
Иммобилизация.
Усиленное питье, витамины.
Транспортировка своим ходом со страховкой на сложном рельефе.
Переломы ног:
Обезболивание (анальгин, баралгин).
Иммобилизация.
Усиленное питье, противошоковые мероприятия.
Транспортировка: при травме одной ноги на простом рельефе - с поддержкой, вспомогательной опорой (палкой); на сложном - изготовление простейших транспортировочных средств; при травме обеих ног - транспортировка сидя (если это позволяет травма и форма иммобилизации) или лежа. Требования к носилкам минимальны (удобство пострадавшего).
Черепно-мозговые травмы:
Сотрясение головного мозга.
Симптоматическая медицинская помощь. Холод на область травмы. Транспортировка: если была длительная потеря сознания - на носилках сидя или лежа. Если транспортировка невозможна, то - временный покой, лучше всего сон.
Ушиб головного мозга, сдавление головного мозга.
Срочная доставка в стационар. Транспортировка только в лежачем положении с постоянным контролем АД и дыхания. Иммобилизации не требуется. При открытых повреждениях - обработка раны и наложение повязки. Переломы позвоночника или подозрение на перелом позвоночника:
Транспортировка на плоской твердой основе, либо на штатных брезентовых носилках на животе. Под крестец и пятки подкладываются мягкие прокладки, чтобы избежать появления пролежней. При повреждении шейного отдела позвоночника необходимо провести иммобилизацию. После нее, при подозрении на неосложненный перелом шейного или грудного отдела позвоночника, по простому рельефу транспортировка может вестись своим ходом с подстраховкой.
Контроль мочеиспускания. Обезболивание. При резкой головной боли - иммобилизация шейного отдела позвоночника и использование мочегонных и спазмолитических препаратов. Ограничений на прием воды и пищи нет, исключается лишь повышенная солевая нагрузка.
Переломы таза:
Транспортировка на твердой основе с валиком под коленными суставами.
Введение анальгетиков, жидкостей. При наличии опыта - внутритазовая новокаиновая блокада.
При этом все мероприятия по снятию травматического шока проводятся до начала транспортировки.
Контроль мочеиспускания.
При наличии повреждений мочевого пузыря - применение антибиотиков, холод на низ живота.
Сочетанные и множественные переломы:
Обезболивание, борьба с травматическим шоком.
Иммобилизация.
При первой возможности - транспортировка соответственно тяжести травмы.
Травмы глаз, ушей, носа, полости рта (без ЧМТ):
Обработка раны.
Наложение повязки, обезболивание.
Транспортировка своим ходом с подстраховкой.
Ожоги:
Обезболивание, профилактика ожогового шока, возможна обработка места ожога новокаином. Наложение стерильной повязки (если есть - ожоговой повязки). Обильное питье; при больших по площади ожогах - введение жидкости.
Быстрая транспортировка: пока пострадавший может идти, надо максимально приблизиться к медицинскому учреждению. Так как, например, при ожогах ног на 2-е - 3-й сутки обожженный уже не сможет встать на них и придется организовывать более сложный, и, соответственно, более длительный вид транспортировки.
Перфоративная язва желудка:
Вызов помощи на себя, либо срочная транспортировка лежа. Желательна доставка в медицинское учреждение в течение 6 часов.
Во время подготовки транспортировочного средства - введение зонда через нос и откачивание содержимого желудка. Холод на живот.
При длительной транспортировке - антибиотики 6 раз в сутки через 4 часа.
Капельное введение жидкостей, контроль мочеиспускания.
Запрет приема жидкости и пищи через рот.
Обезболивание (кроме наркотических препаратов).
Острый аппендицит:
Вызов помощи на себя; при невозможности - транспортировка: если больной может идти - своим ходом, иначе - лежа. Местная гипотермия (холод), при повышении температуры и ухудшении состояния - анальгин.
Ущемленная грыжа:
Экстренная госпитализация.
При невозможности в течение ближайших суток доставить в медучреждение и, если с момента ущемления прошло менее двух часов, можно попытаться вправить ущемленную грыжу. В противном случае вправление противопоказано.
Действия по вправлению: вводят зонд в желудок и опорожняют его, по возможности делают клизму, в/м вводят спазмолитики (но-шпа, папаверин) 1 ампулу и 1 ампулу обезболивающего (анальгин). После этого ладонью поглаживающими движениями без сильного надавливания пытаются вправить грыжу.
Даже при удачном вправлении пострадавший снимается с маршрута и переправляется в медучреждение для осмотра.
Желудочное кровотечение:
Холод на область желудка (можно дать глотать кусочки льда). Транспортировать только лежа в экстренном порядке.
В/м викасол 2 мл - 3 раза в день;
в/м глюконат кальция,
в/в 1 флакон - аминокапроновой кислоты.
Печеночные колики:
Спазмолитики, обезболивающие.
Больного можно оставить на маршруте до ближайшего населенного пункта, где можно получить консультацию врача.
Кишечная непроходимость:
Запрещается есть и пить. Вводится желудочный зонд и удаляется содержимое желудка. При болях во время транспортировки можно ввести спазмолитики. Слабительные противопоказаны. Желателен в/в капельный ввод жидкостей.
Из-за сильной слабости пострадавшего транспортировку скорее всего придется проводить «на себе».
Почечные колики:
Введение спазмолитиков (но-шпа, папаверин) и обезболивающих (баралгин, анальгин). Грелка на поясничную область. После купирования приступа больной может добраться с вами до ближайшего населенного пункта на маршруте.
Острый орхит:
Больной также не подлежит экстренной эвакуации и может спокойно дойти до ближайшего населенного пункта на маршруте.
Лечение: антибиотики (таблетки), полуспиртовый компресс или компресс с мазью Вишневского на яичко, одежда типа плавок.
Внематочная беременность:
Лед на живот, викасол в/м, вливание жидкости (эпсилон-аминокапроновая кислота в/в капельно), противошоковая терапия (полиглюкин в/в капельно), обезболивающие.
Транспортировка срочным порядком (авиатранспортом) в медучреждение.
Острое отравление (отравляющее вещество попало в организм через рот):
Важно в срочном порядке оказать помощь, а потом, в зависимости от отравляющего вещества и состояния больного, решать вопрос транспортировки, в которой часто нет необходимости.
Помощь: промывание желудка, введение слабительного (кроме случаев отравления кислотой) (сернокислая магнезия, касторовое или вазелиновое масла), мочегонные (лазикс 1 - 4 таблетки), активированный уголь (15-20 г), обильное питье.
Острая алкогольная интоксикация:
Коррекция дыхания: освобождение полости рта, при необходимости - вставление воздуховода.
В/м атропин 1 - 2 мл.
Промывание желудка через зонд.
В/в 4% раствор соды (400 мл).
Капельное введение любых жидкостей (так как снижается концентрация алкоголя), затем - лазикс 1-2 ампулы.
При отсутствии каких-либо из перечисленных лекарств оказывается та часть помощи, которая возможна. Вопрос о транспортировке решается в зависимости от состояния больного.
Та же помощь - при отравлении снотворными, наркотиками.
Укус среднеполосной гадюки:
Сразу после укуса - покой, неподвижность (иммобилизация) и высокое положение того органа, куда был произведен укус.
Раствор реополиглюкина (400 мл) с добавлением гепарина (2-3 тысячи единиц) в/в.
Димедрол в/м или в виде таблеток.
Преднизолон (инъекции или таблетки).
Бикарбонат натрия в/в 200 - 300 мл, или просто дать выпить то же количество.
Можно использовать антибиотики и противостолбнячные препараты.
Обильное питье.
Так как пострадавшему необходим покой, то предпочтительней вызов помощи на себя.
Грипп, ОРВИ, бронхиты, ангина:
Транспортировка обычно не требуется. Желательно оборудовать лагерь и провести в нем необходимое лечение в течение нескольких дней, чтобы больной мог соблюдать постельный режим.
Воспаление легких:
Антибиотики (например, ампициллин) от 1 т. 4 раза в день до 2 т. 4 раза в день, либо инъекции 500 000 Е каждые 4 часа + сульфадиметоксин или бисептол + супрастин или тавегил + сульфокамфокаин (в/м) + отхаркивающие препараты (мукалтин).
Транспортировать лучше всего на транспорте. Если есть в наличии все перечисленные выше препараты и имеется возможность создать больному постельный режим в теплой непродуваемой палатке, то можно встать лагерем, отказавшись от транспортировки либо послать людей для вызова помощи.
Бронхиальная астма:
Купирование приступа, после чего можно продолжать маршрут до ближайшего населенного пункта, где можно проконсультироваться с врачом.
Острая форма горной болезни:
Спуск вниз примерно на 1000 метров (если пострадавший может идти, то - самостоятельно с подстраховкой, иначе - транспортировка на подручных средствах, требования к которым минимальны).
Большая доза аскорбиновой кислоты (в/в 5-6 мл 5% раствора вместе с глюкозой (20 мл)).
В/м или подкожно кофеин 1 мл и кордиамин 2 мл.
Отдых примерно 1 сутки.
Если возможности спуска нет, то лечат описанным выше способом на той же высоте. Осложнения горной болезни (отек мозга и отек легких):
Помощь: в/в коргликон 0,6% 1 мл на глюкозе; в/в эуфиллин 2,4% 10 мл на воде или глюкозе; лазикс 4-5 ампул; при появлении болей в сердце - в/м анальгин с димедролом.
Экстренный спуск вниз, в больницу. В процессе спуска даются глюкоза и аскорбиновая кислота. Транспортировка только в лежачем положении, даже если больному стало лучше. Доставка в медучреждение обязательна.
Транспортировка авиатранспортом допускается лишь при высоте полета, меньшей высоты, с которой был взят пострадавший.
2.2. Выводы.
Из разобранных выше случаев можно сделать вывод об обязательных препаратах в медицинской аптечке группы, которые с большой вероятностью понадобятся в первые сутки оказания помощи:
- перевязочные материалы и средства для обработки ран, ожоговая повязка;
- обезболивающие препараты (анальгин) в таблетках и ампулах;
- спазмолитики (но-шпа);
- мочегонные препараты (лазикс);
- жидкости для в/в вливания, капельницы;
- антибиотики;
- сульфаниламидные препараты (сульфадиметоксин);
- димедрол, супрастин;
- эуфиллин;
- витаминные препараты, глюкоза.
Если еще раз взглянуть на список приведенных выше заболеваний (далеко не полный), то становится ясно, что часть ЧП на маршруте можно избежать, не только тщательно выбирая групповое снаряжение и график движения, но и контролируя здоровье людей до выхода. По крайней мере, таким образом можно минимизировать, если не совсем отсечь, риск возникновения на маршруте приступов (обострений) хронических заболеваний (бронхиальная астма, эпилепсия и др.).
Также из разобранных случаев видно, что пострадавшему всегда сначала оказывается помощь, а уж потом решается вопрос транспортировки.
Если на маршруте существует повышенная вероятность какого-либо заболевания или травмы, то надо подбирать препараты конкретно под нее и заранее разработать (иметь в запасе) варианты транспортировки, связи с «большой землей», систему сигнализации и контрольные сроки.
Так, в медико-спасательном центре «Готовность» (Москва) разрабатываются и испытываются различные виды аптечек для применения в разных климатических зонах: пустыня, тайга, тундра и т.д.
3. Данные испытаний спсательно-транспортировочного снаряжения
Центром «Готовность» были проведены полигонные испытания спасательно-транспортировочного снаряжения, медицинских укладок и средств по уходу за пострадавшими в полевых условиях.
Приведенные ниже результаты, полученные в ходе испытаний, дают представление о возникающих трудностях при транспортировке и могут служить рекомендациями по ее организации.
1.Использование двух пенополиэтиленовых ковриков как подкладки на носилки показало, что это лучше, чем применение одного, так как они меньше прогибаются под весом тела и веревочная сетка (на веревочных носилках) через них не чувствуется.
2.Пострадавший обязательно должен фиксироваться к носилкам, поскольку тряска, возникающая при транспортировке, и усталость спасателей могут привести к его падению с носилок и получению дополнительных повреждений.
3.Попытки сделать штатив для флакона с жидкостью из двух лыжных палок и срубленной палки показали, что:
- при транспортировке (особенно на грудной обвязке при переноске вчетвером) создается большая тряска, которая приводит треногу в негодность, а две увязанные лыжные палки разбалтываются в точках крепления.
- от тряски раствор во флаконе и в резервуаре капельницы взбалтывается, в результате чего в системе оказываются пузырьки воздуха.
Из сказанного следует вывод, что флакон должен нести отдельно выделенный человек, мышцы которого амортизируют тряску, либо необходима специальная конструкция штатива с амортизационной пружиной.
4. Способ транспортировки на грудной обвязке может быть удобен лишь в том случае, если карабин с транспортировочной петлей или лямкой находится сбоку, либо под мышкой у спасателя. В противном случае возникает неравномерное распределение нагрузки, нефизиологическое сгибание позвоночника и перерастяжение мышц поясницы и спины в сторону носилок.
5.Способ транспортировки на плече наименее удобен, так как требует излишней траты сил и уменьшает обзор. Плюс ко всему, для удобства переноски требуются подушки для плеч.
6.Переноска на руках вдвоем может осуществляться только на небольшие расстояния. То же относится и к переноске вчетвером: идет очень сильная нагрузка на руки.
7.Переноска вшестером с дополнительной перекладиной под крестцом пострадавшего наиболее удобна. Происходит равномерное распределение веса, возможна длительная транспортировка на большие расстояния.
8.В лесистой местности всегда есть возможность изготовить носилки из жердей с натянутой сеткой, поэтому обычно нет необходимости изобретать что-либо другое. На сетку из веревки, для удобства пострадавшего, кладется два коврика, а затем пострадавший, обработанный и укрытый, фиксируется к носилкам свободными концами основной веревки и репшнура.
9.Всегда в наличии должен иметься кусок полиэтилена или клеенки длиной 180-195 сантиметров для укрывания пострадавшего при транспортировке или как процедурный столик во время проведения обработки и медицинских манипуляций.
4. Работа со спасательной авиацией.
Внимание! Услуги спасательной авиации бесплатны.
4.1. Общие положения.
Если было принято решение осуществлять транспортировку пострадавшего авиатранспортом, либо была запрошена другая срочная помощь (медикаменты, транспортировочные средства, одежда и т.д.), и вы находитесь в районе, труднодоступном для наземного транспорта, то, вероятней всего, придется иметь дело со спасательной авиацией. Наряду с бесплатностью помощи следует учитывать очень большую стоимость полетов и небезграничность ресурса авиатранспорта, поэтому общение с воздушным судном должно быть тщательно подготовленным и вестись с помощью общепринятых сигналов.
Способы своего обозначения на местности: костры /особенно в темное время суток/; растянутая яркая ткань; выдернутый и убранный дерн; вытоптанный снег. При этом, в изготовлении наземных знаков придерживаются следующих общих правил: размер линий 1 метр и более; длина знаков 5-6 метров и более (отношение 1/6); минимальный размер знака 2,5 метра; все знаки делаются ровными с прямыми углами.
При общении с помощью системы знаков лучше, если знаки будут дублировать друг друга для обеспечения верного понимания
4.2. Система знаков.
«Произошло происшествие, имеются пострадавшие» - лежащий на земле человек, или круг из ткани, в середине которого фигура лежащего человека:
«Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании» - сидящий на земле человек или треугольник из ткани:
«Покажите в каком направлении идти» - человек с поднятыми и чуть разведенными руками или тонкий треугольник в виде стрелы:
«Здесь можно произвести посадку» - человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками или квадрат из ткани:
«Приземляйтесь в указанном направлении» - стоящий человек с руками, вытянутыми в направлении посадки, посадочная буква Т, где верх символа также символизирует направление приземления:
«Здесь садиться нельзя»:
Возможные ответы с самолета:
«Вас вижу» - одна зеленая ракета или вираж в горизонтальной плоскости.
«Ожидайте помощи на месте, за вами придет вертолет» - одна красная ракета или восьмерка в горизонтальной плоскости.
«Идите в указанном направлении» - одна желтая ракета.
«Вас понял» - покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью - дважды включение и выключение посадочных фар или аэронавигационных огней. Отсутствие этого знака означает, что сигнал с земли не принят.
«Вас не понял» - две красные ракеты или полет змейкой.
«Обозначьте направление посадки и место приземления» - две зеленые ракеты.
Внимание! Все воздушные суда приземляются и взлетают только против ветра.
С самолетов на сушу могут сбрасываться различные грузы. Их маркировка следующая: красная полоса - медикаменты; синяя полоса - вода и продовольствие; желтая - одежда, спальные мешки, палатка; черная - радиостанция, сигнальные средства, посуда и другое снаряжение.
4.3. Замечания по организации эвакуации вертолетом.
При посадке вертолета рекомендуется заходить под него, так как там меньше сила создаваемого лопастями потока воздуха, это также касается работы с зависшей в воздухе машиной. К приземлившемуся вертолету с работающими двигателями подходят только со стороны кабины и входной двери для погрузки/выгрузки.
Следует иметь в виду, что, в отличие от самолета, для погрузки пострадавшего вертолету не обязательна полная посадка: он может встать на одно боковое колесо на неровном склоне, либо поднять пострадавшего и выгрузить необходимые группе вещи из зависшего состояния с помощью лебедки.