Воспитание навыков выживания в экстремальных условиях
Источник: Библиотека экстремальных ситуаций
Справочно-методический сборник в 35 томах
Редактор и составитель Лучанский Григорий
Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.
Сравнительно долго проблемы выживания рассматривались обществом как экзотическая специфика деятельности, свойственная «романтическим» профессиям: летчикам, геологам, морякам, космонавтам, путешественникам и т.д. Человек, защищенный от среды «достижениями цивилизации», сталкивался с этими проблемами сравнительно редко: во время войн да грандиозных природных катаклизмов, событий, в общем-то, уникальных, позволяющих не думать и не готовиться к ним ежедневно, ежеминутно. Достаточно было выделить и содержать определенный контингент для защиты: армию, милицию, пожарные, спасательные отряды.
Повседневно труд человека не простирался за пределы хозяйственно-бытовой деятельности с размеренным, веками обусловленным укладом. Неисчерпаемость природных ресурсов (в сравнении с микроскопической численностью населения) позволяла, следуя общепринятой, как правило, религиозной морали, не беспокоиться за свое существование. Однако следует заметить, что в те времена все религии не позволяли брать у природы «больше, чем можете съесть».
К сожалению, за последние 100-150 лет, когда интенсивность повседневной жизни настолько возросла, что производственные мощности уже способны превратить всю окружающую среду в свалку отходов, проблема выживаемости становится актуальной для любого человека, независимо то возраста, места проживания и профессии.
Действительно, жизнь в мегаполисах в условиях загрязненных воздуха, питьевой воды, продуктов питания, среди людей, мыслящих «не по-нашему» и равно претендующих на лидирующее положение, можно приравнять к существованию на льдине, в горах, в тундре. Поэтому в нашем веке проблему выживания надо рассматривать как задачу, касающуюся всех без исключения: от конкретного индивида до человеческой популяции в целом. Речь идет о создании нового научного направления - теории и практики выживания.
Особо следует отметить, что когда мы говорим о возможном исчерпании природных ресурсов, то подразумеваем ресурсы, необходимые человеку, игнорируя потребности других существ, имеющих равное с человеком право на место под солнцем. И не исключен вариант, когда природа, окончательно исчерпав «наши» ресурсы, возмущенная поведением людей, просто перейдет в другое состояние, в котором человеку уже не будет места.
Каково же состояние проблемы у нас в стране и в мире в целом?
Долгие годы советское государство решение вопросов индивидуальной безопасности брало на себя. Свидетельством этому служила сложнейшая система «разрешительства», сопутствующая любой попытке человека предпринять рискованную акцию. Главную ответственность, согласно существующей системе, вынуждены были брать на себя руководители, никакого непосредственного отношения к делу практически не имеющие.
Подготовка сводилась к оформлению бумаг, на конкретную же работу с людьми, собственно рискующими жизнью, времени практически не оставалось.
Ненамного лучше обстояло дело на так называемых опасных производствах (речь о них пойдет ниже). Перечень мер безопасности сводился к жесткому перечню того, «чего нельзя делать». Сам же перечень правил безопасности составлялся, как правило, по уже происшедшим событиям с трагическим исходом. К новым людям, проходящим инструктаж, это имело весьма отдаленное отношение. Результат - травматизм на производстве не снижался.
В области экологической безопасности монополизм привел к еще более тяжелым последствиям. Контролируя «самое себя», государство фактически замалчивало повседневный грандиозный уровень загрязнения, лишало возможности даже знать об опасности, не говоря уж о методах защиты. Чернобыльские события - непреходящий пример.
Как же обстоят дела в «дальнем зарубежье»?
Если на время оставить в стороне отлаженное, высокоорганизованное производство, то можно отметить следующее. Во-первых, риск - личное дело человека. Достаточно уплатить страховой взнос, чтобы получить разрешение на любое, самое опасное мероприятие. На эти средства содержится спасательная служба, высококвалифицированная, способная как прийти на помощь в случае аварии, так и выдать необходимые предварительные рекомендации.
Во-вторых, можно привести яркий пример: в печальные дни армянского землетрясения, когда весь мир откликнулся на беду и пришел на помощь, обнаружилось, что даже добровольцы (не специалисты!) из западных стран работали гораздо лучше наших профессионалов-спасателей. Этот удивительный, на первый взгляд, факт объясняется просто: во всех цивилизованных странах существует, начиная с начальной школы, обязательная индивидуальная система обучения поведению в экстремальных ситуациях - при землетрясениях, пожарах, наводнениях, авариях и ликвидации их последствий, а также при встрече с преступником и т.д.
Грубый аналог такой подготовки существовал и у нас - гражданская оборона, но она ограничивалась рекомендациями по защите от оружия массового поражения, не более того. К повседневной жизни это отношения практически не имело, что и формировало скептическое отношение к проблеме в целом.
Процесс демократизации и демилитаризации в нашей стране дошел и до этой области. Постановлением СМ РСФСР № 253 от 14 мая 1991 г. и приказом Министерства образования РСФСР № 25 от 27 мая 1991 г. в общеобразовательной средней школе отменены «Начальная военная подготовка» и «Гражданская оборона» и введен обязательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», утверждена временная программа курса.
С этого момента человек не должен ждать защиты от государства (на что оно вроде и подписывалось, но на деле никогда к этому не стремилось), он получил право самостоятельно принимать решение в соответствии с обстановкой, иметь необходимую информацию, действовать и нести личную ответственность за последствия.
Виды экстремальных сред, причины их возникновения
По принципу воздействия основных дестабилизирующих экстремальных факторов и в порядке возрастания степени опасности можно выделить виды известных экстремальных сред и соответственно традиционных методов подготовки:
1.Горно-таежная. Экспедиции.
2.Горная. Экспедиции.
3.Альпийская. Альпинизм.
4.Тундровая. Экспедиции.
5.Подземная. Спелеология.
6.Водная (и подводная). Сплав по рекам, виндсерфинг, подводное плавание.
7.Воздушная. Планер, парашют, дельтаплан.
8.Пустынная. Экспедиции.
Данные среды (каждая в отдельности) имеют достаточный набор необходимых методов подготовки, школы соответствующих инструкторов, принципы формирования кадров и т.д.
К малоизученным и имеющим весьма ограниченные методы противодействия можно отнести еще три среды обитания человека:
1.Урбанистическая. Экологическая защита.
2.Техническая. Правила безопасности.
3.Социальная. Психологический практикум.
Природные экстремальные среды, на первый взгляд, имеют отношение лишь к уже упоминавшимся «романтическим профессиям». Однако в настоящее время и для обычного человека вероятность попадания в них чрезвычайно высока, например, в результате аварии транспортного средства, несчастного случая и т.д.
Жизнь в условиях мегаполиса, в жестко агрессивной среде нуждается в разработке новых систем питания, дыхания, образа жизни и т.д. Эти условия требуют комплексного подхода, подразумевающего наиболее полную информацию о состоянии среды, знание дестабилизирующих факторов и как результат - возможный отказ от некоторых элементов бытового комфорта, оплачиваемых в настоящее время слишком дорого - ценой здоровья и даже жизни.
Техническая среда характеризуется наличием рядом с человеком массы энергетически емких устройств с повышенным уровнем шума, сопутствующей загрязненностью окружающей среды и постоянной опасностью травматизма. Она наиболее угнетает естественную чувствительность человека, резко повышает утомляемость и снижает способность к оперативному принятию решения.
В то же время именно она (по сравнению с другими средами) имеет наиболее разветвленную систему защиты: так называемые Правила безопасности и средства защиты от пыли, газа и других вредных воздействий. Однако, как уже упоминалось, они сводятся к рекомендациям на конкретном рабочем месте. Единой методологии защиты, к сожалению, нет.
Социальная среда как наименее изученная и наиболее непрогнозируемая требует отдельных разработок. Это могут быть в первую очередь этические и эстетические нормы, изучение законов развития общества в целом, повышение уровня демократизации, а также проведение в качестве тренинга организационно-деятельных игр различного уровня.
Следует учесть, что реальная экстремальная ситуация зачастую представляет собой синтез нескольких сред. Какая из них будет основной, определяющей - вопрос непредсказуемый. Поэтому, начиная подготовку человека к активному действию, невозможно и даже преступно было бы вначале определять сферу занятий человека, соответственно среду и разрабатывать специальное, узкоспецифическое снаряжение. Готовить надо к существованию во всех средах, т.е. изучать и выделять принципы выживания, единые для всех сред.
Два способа адаптации к экстремальным средам
Несмотря на принципиальные различия методов преодоления экстремальных ситуаций, можно выделить единые психологические особенности: закономерности преодоления стресса, способность быстро перейти от первоначального шока к осмысленным действиям. Эти закономерности не могут быть изложены по аналогии с жесткими нормами правил безопасности и должны учитывать индивидуальные особенности личности.
В.П. Казначеев выделяет два взаимоисключающих подхода к оценке и преодолению экстремальной ситуации - капсулированный и открытый. Под капсулированным вариантом понимается создание «экрана» вокруг человеческого организма с целью недопущения агрессивной среды. Внутри капсулы реализуются так называемые нормальные условия жизнедеятельности.
Ряд преимуществ такого способа, к сожалению, перечеркиваются необходимостью «ожидания аварии». Причем страшна не только сама авария, но и ее тайное мучительное ожидание, изматывающее психику человека не меньше (если не больше), чем сама авария, произойди она.
Кроме того, следует учесть, что на создание «капсул» самого различного вида, размера и предназначения уходит такое количество ресурсов (как природных, так и человеческих), что реальная польза от использования такой капсулы стремится к нулю.
Тщательно подготовленное оборудование и снаряжение в сущности тоже является капсулой. Человек, сориентированный на их применение, вращается в кругу стереотипов, как в запертой комнате, и не может в случае незапрограммированного изменения ситуации принять решение. А в случае утраты снаряжения может в элементарной ситуации полностью потерять самообладание. Не спасают и попытки воспользоваться общечеловеческим, казалось бы, универсальным знанием. Если знания получены формально, без осмысления, без включения собственного мышления, то они в экстремальной ситуации оказываются адекватны бесполезному снаряжению, которое только мешает интенсивной работе. Хорошо всем известные инструкции по технике безопасности, состоящие сплошь из одних «не», - еще одно яркое воплощение капсулированного варианта. Почти все они написаны в свое время «по горячим следам» реальных происшествий с трагическим исходом и предписывают «не совершать» действий, которые предшественников приводили к гибели. Практически нет описаний случаев, когда человек в силу собственной смекалки и ловкости смог избежать трагического исхода.
Еще одним общеизвестным примером капсулированного варианта подготовки к грядущим непредсказуемым событиям могут служить школы боевых штурмовых групп в различных армиях мира. Опыт боевых действий говорит, что путем изнурительных тренировок с бессмысленными и даже жестокими, на грани садизма, элементами можно организм человека уподобить машине, которая выполняет абсолютно любое приказание. Органы человека перестают реагировать на боль, холод, жару. Вероятность выживания и выполнения задания очень высока.
Но этот режим рассчитан на работу за счет внутренних резервов, далеко не бесконечных, не говоря уже о практически полном отсутствии морали как таковой Но даже благородная цель, если таковая ставится, не может обеспечить человеку долгую жизнь и деятельность в «десантном» режиме. Более того, само ощущение «героизма», нестандартности ситуации, приводит к быстрому истощению так называемых адаптационных ресурсов организма.
Несомненные достоинства капсулированного метода - конечно, его догматизм в хорошем понимании этого термина, здравый консерватизм и гигантский информационный массив знаний. Профессионалы, посвятившие свою жизнь работе в данных условиях, несомненно, обязаны владеть этим вариантом в полном объеме в соответствии с предоставляемыми возможностями.
Под открытым подходом преодоления экстремальной ситуации понимается умение правильно оценить состояние окружающей среды, найти оптимальный вариант собственного нахождения в ней, почувствовать себя ее частью и таким образом снять состояние стресса вообще.
Легко заметить, что если при «капсулированном» варианте основа выживания - умение препятствовать среде, бороться с ней, в крайнем случае, использовать ее ресурсы и возможности в своих целях, то при открытом - основным способом выживаемости является культурно-экологическая адаптация.
Выживаемость из «мужественного преодоления трудностей» превращается, как ни странно, в умение видеть красоту среды, чувствовать ее ритмику, законы развития, ощущать ее «тайный смысл» до такой степени, чтобы она (среда) в идеале сама подсказала человеку возможное грядущее испытание, ею же подготовленное. Однако это возможно только при желании понять «чужую» красоту. Но оно, как известно, может возникнуть лишь у человека, глубоко знающего и понимающего культуру собственного народа, стремящегося сравнить уже имеющееся знание со знанием малознакомым и уже, поэтому зовущим. Пережив однажды волнующий момент постижения красоты культуры отечественной, начнешь понимать и тайный смысл культуры «чуждой».
При такой постановке задачи страх перед незнакомой ситуацией заменяется любопытством и даже радостью от возможности познать то, что никому не удавалось ранее.
Это относится не только к естественным красотам природы, но и к уродливым порождениям человеческого прогресса - упоминаемым уже урбанистической, технической и социальной средам. Нравственность и сострадание всегда были мерилом истинной человечности. Именно в испытаниях возрастает роль такого качества человека, как эмпатия, т. е. способность «чувствовать боль другого», соизмерять свои поступки с мнением и стремлениями окружающих.
Поскольку данными качествами обладает (по крайней мере, должен обладать) каждый человек от рождения, то можно сказать, что преодолеть любую экстремальную ситуацию может любой человек вне зависимости от начального уровня резервов организма, знаний и навыков. Экстремальность среды понимается всего лишь как отношение человека к ней, не более того. Вообще человек должен воспринимать любую экстремальную ситуацию как штатную и, даже имея минимум предварительной информации, уверенно находить самостоятельное решение в ней.
Существующий аналог открытого варианта преодоления экстремальной ситуации - психологические основы жизнеобеспечения, практикуемые коренными северными народами.
Однако при всех своих достоинствах открытый вариант имеет существенный недостаток: он предполагает наличие у обучающегося основ экологического мышления. Как это ни печально сознавать, подавляющее большинство людей этим не владеет, что и тормозит повсеместное внедрение данного метода.
Подводя итог обзору способов адаптации, следует заметить, что здесь не может быть однозначных рекомендаций, хотя сам автор - сторонник открытого варианта. Конкретный выбор - сугубо индивидуальное дело отдельно взятой личности.
Первые попытки внедрения такого метода обучения осуществлены в Свердловском государственном педагогическом институте со студентами - будущими преподавателями курса. По аналогии с английской «Альтернативной школой» два преподавателя, представляющих различные направления, ведут лекции и практические занятия параллельно.
На семинарских занятиях студенты одновременно знакомятся с двумя взаимоисключающими подходами. Первенство того или иного метода не констатируется. Слушатели сами примут решение о своей личной принадлежности к тому или иному направлению.
Особенности технической экстремальной среды и способы противостояния
Техническая среда появилась за последние 100-150 лет как яркое проявление отсутствия у человека экологического мышления, а в сущности - мышления системного, позволяющего прослеживать далеко идущие последствия своих шагов.
Действительно, техника как таковая родилась под лозунгом повышения благосостояния человека. Взяв на себя часть его повседневных забот, она сама родила проблемы, сопоставляемые с первоначальными. Более того, на воссоздание самое себя техника требует львиную долю ресурсов как природных, так и человеческих. По данным М.Я. Лемешева, до 80% совокупного общественного продукта производится и тут же потребляется самой техникой. Человеку достается лишь малая часть. Но как бы то ни было, сегодня мы вынуждены временно смириться с ситуацией и, разрабатывая в перспективе планы деиндустриализации, должны научиться жить и работать в окружающем нас техническом мире.
Какие же опасности подстерегают нас в окружении механизмов? Попытаемся учесть их максимально и заодно дадим рекомендации по противостоянию им по капсулированному (К) и открытому (О) методам.
Движущиеся с большой скоростью предметы и целые объекты как источник травматизма:
(К) - инструкции по технике безопасности на рабочем месте, правила уличного движения, ограничение доступа посторонних на опасные объекты;
(О) - развитие ловкости, интуиции, отказ от алкогольных и наркотических средств; переосмысление необходимости использования технических средств и отказ от заведомо опасных, приносящих минимальную пользу.
Разрушение механизмами почвенного слоя Земли (экологическая катастрофа):
(К) - рекультивация разрушенного биоценоза;
(О) - экологическое образование.
Высокая запыленность:
(К) - изучение противогаза, респиратора и защитных очков;
(О) - изготовление из подручных средств тканемарлевых повязок.
Загрязнение атмосферы окисью углерода и другими ядовитыми газами, а также в результате аварий на химическом производстве:
(К) - информация населения, обеспечение средствами защиты;
(О) - изготовление защитных средств из подручных материалов, в том числе из средств «бытовой химии».
Наличие электрического напряжения:
(К) - правила безопасности; запретительные меры; применение низких питающих напряжений;
(О) - развитие интуиции, максимальный отказ от использования электричества.
Искажение естественных магнитных, электрических и гравитационных полей:
(К) - мероприятия по защите (на стадии изучения);
(О) - определение геопатогенных зон и организация жизни с учетом полученной информации.
Наличие искусственных электрических и магнитных полей:
(К) - экранирование;
(О) - то же, что в 3.6.
Электростатические напряжения на пластмассовых деталях машин и интерьера:
(К) - лечение и профилактика аллергических заболеваний;
(О) - повышение аллергической устойчивости организма.
Вибрация рабочих частей механизмов:
(К) - применение демпфирующих и виброизолирующих устройств;
(О) - повышение уровня технологии.
Шумовые загрязнения среды:
(К) - использование звукоизолирующих материалов; индивидуальные средства защиты (беруши);
(О) - снижение мощности механизмов, оптимизация технологического процесса.
Обонятельное загрязнение:
(К) - применение противогаза и респиратора; дезодоранта;
(О) - аутотренинг.
Зрительное загрязнение среды:
(К) - использование защитных очков;
(О) - оптимизация технологии, релаксационные мероприятия.
Температурное загрязнение:
(К) - защитная одежда и специальные устройства (скафандры); (О) - то же, что и в предыдущем.
Радиоактивное заражение:
(К) - то же, что и в предыдущем;
(О) - то же, что и в п. «Зрительное загрязнение среды».
Подведем итог данной систематизации. Все перечисленные факторы, будучи взаимосвязанными, приводят к быстрому истощению защитных резервов организма, притупляют остроту естественных ощущений, снижают вероятность своевременного обнаружения опасности, вызывают травматизм с тяжелыми последствиями.
Кроме прямого травматизма, увеличивается риск получить так называемые профессиональные заболевания: виброболезнь, аллергические реакции на пыль, химические соединения, низкую (высокую) влажность.
Особо следует отметить влияние механизмов на психику человека. Можно даже сказать, что она формирует наш характер. Человек «мягкий», податливый рядом с техникой постепенно становится до крайности замкнутым. Он готов преклоняться перед ее величием, гасить свои творческие порывы. Агрессивный же человек отождествляет силу подчиненной ему техники со своими личными возможностями. По двум последним причинам возможны межличностные, в том числе и семейные, осложнения.
Травматизм на транспорте - особый вопрос. Десятки тысяч погибших в год только на автодорогах - это же три «Афганистана» ежегодно Психологический шок от войны известен. О другом шоке человек не думает. И привыкает жить на «войне».
Долговременные последствия этого еще ждут своего исследования.
Нетрадиционные рекомендации
Сопоставляя капсулированный и открытый методы противостояния агрессивной технической среде, можно продолжить методические и технические рекомендации. О недостатках тех и других уже было сказано выше. Уточним, не боясь повториться, на наш взгляд, основное:
а) эффективность применения правил безопасности увеличивается при отходе от принципа обучения «не делать этого»; более оптимален режим обучения на основе анализа правильного поведения в сложной ситуации;
б) правила безопасности должны максимально учитывать личные особенности человека, вплоть до его национальных особенностей.
Другая сторона преодоления экстремальной ситуации в технической среде - профилактика и оздоровительные меры.
Помня о постепенном «огрублении» органов чувств при работе вблизи техники, надо регулярно проходить курс профилактического лечения и оздоровительных мероприятий. Как это ни банально звучит, но регулярные занятия спортом практически полностью компенсируют как моральные, так и физиологические напряжения в организме.
Отличный результат дают регулярные загородные прогулки. Однако не следует забывать о критическом времени нахождения в дороге - 40—45 мин. При кратковременной (1-1,5 ч.) загородной поездке пребывание в транспорте (в один конец) в течение времени, больше названного, сводит эффект акции к нулю. И может даже иметь отрицательные последствия.
Этот временной предел должен учитываться и при ежедневных перемещениях с работы и на работу. Он же, исходя из возможностей общественного транспорта, задает критерий максимальной величины промышленного города - около 100 тыс. человек. В городах-мегаполисах, где это реализовать невозможно, человек необратимо деградирует в моральном и физическом плане.
Особо следует отметить редкие пока случаи адаптации человека к технической среде, появление у него чувствительности к таким традиционно «невидимым» источникам опасности, как электрический ток, радиоактивность, «неосязаемые» ядовитые вещества. К этому же ряду относится интуитивное чувство опасности.
Например, известно, что человеческий организм - один из самых высокочувствительных приборов. Горняки со стажем могут чувствовать подвижку пород перед горным ударом задолго до того, как отреагируют электрические и механические приборы. Это знание и чувствование, к сожалению, считается неформализуемым, хотя исследования таких органов человека, как «внутренние часы» и «внутренний компас», уже дают положительные результаты.
Наиболее перспективный метод противодействия агрессивной технической среде - развитие уже упоминавшегося экологического мышления (способности находить свое место и назначение в любой ситуации, уметь наименее вмешиваться в среду).
В качестве первого шага можно развивать мышление системное, т.е. умение анализировать ситуацию с точки зрения максимального учета последствий собственных действий и как следствие - умение вовремя отказаться от заведомо ложных и опасных действий.
Социальная среда
Данная среда наименее изучена и труднопрогнозируема. Действительно, человек в течение не только жизни, но и рабочего дня сталкивается с массой людей самой различной социальной ориентации, равно претендующих на лидирующее положение. Конфликты практически неизбежны и как следствие - стрессовые состояния с тяжелыми последствиями, вплоть до летального исхода в результате либо столкновения, либо сердечного приступа.
В качестве рекомендации по преодолению социальных экстремальных ситуаций можно привести уже упоминаемые психологические тренинги, развитие науки конфликтологии, рассматривающей конфликт как обязательный элемент развития. Умение правильно вести себя в условиях конфликта, выходить из него, обогатив себя и своего оппонента, можно получить в процессе организационно-деятельностных игр.
Наконец, общепринятое: нравственность и сострадание, умение видеть красоту всегда считались надежным способом повышения психологической устойчивости, способности спасти себя и оказать помощь товарищам. Это относится, в общем, и к другим экстремальным средам, в том числе к такой специфической разновидности, как криминогенная.
Сообщаем краткие сведения о программе Школы экологического выживания (ШЭВ), разработанной автором статьи. Вынужденный во время полевых экспедиционных работ нести ответственность за жизнь и здоровье практикантов, студентов и школьников, автор статьи готовил их к жизни в природной экстремальной среде с помощью традиционной туристической методики подготовки. Однако, познакомившись во время экспедиции на Север с традициями и приемами педагогики коренных жителей, изменил тактику. И с 1986 г. применяет их методику в работе с взрослыми и школьниками.
Суть метода в следующем. В качестве основы жизнеобеспечения в экстремальной ситуации принимается не сумма знаний, не умение пользоваться оборудованием и снаряжением, а формирование психологии отношения к экстремальной ситуации как к «штатной», т.е. нормальной, рабочей. Экологическое мышление в этом случае доводится до того, что экстремальность со стороны среды «снимается» полностью.
В таком режиме человек может активно жить и работать в экстремальных условиях при полном отсутствии как оборудования и снаряжения, так и начальной подготовки. Практические рекомендации сводятся к поиску выхода из ситуации непосредственно на месте, используются главным образом резервы окружающей среды и собственного организма. Причем использование резервов среды идет опять же по линии наименьшего вмешательства в жизнь последней.
Следует заметить, что ШЭВ за отпущенное время вырабатывает лишь навыки отношения к экстремальной ситуации, психологию ее преодоления. Информационное наполнение обучающихся идет после, когда уже накопилась масса вопросов.
Опыт работы автора освещается в методических пособиях, а также в видеофильмах по теме.
В заключение хотелось бы пожелать, чтобы новый курс безопасности жизнедеятельности стал своеобразным интегрирующим звеном между техническим и гуманитарным направлениями в науке, своеобразным полигоном для постановки задач самоопределения молодого человека.
Повсеместное введение его в вузах, техникумах и школах поможет не только сохранить в будущем жизнь и здоровье отдельных людей, но и решит глобальную проблему нравственного здоровья целой нации; поможет переориентировать всю систему образования с методики «загрузки памяти» на принципы «нагрузки на мышление».