Подача сигналов бедствия при автономном существовании человека в природных условиях
Источник: Библиотека экстремальных ситуаций
Справочно-методический сборник в 35 томах
Редактор и составитель Лучанский Григорий
Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.
Введение
В обычных условиях существования современный человек, как правило, бывает надежно защищен от неблагоприятного воздействия природной среды. Однако в ряде случаев, когда он лишается привычных средств жизнеобеспечения, воздействие природной среды на его организм может приобретать экстремальный характер. Именно так чаще всего складываются отношения человека с окружающей природной средой, если в результате непредвиденных обстоятельств он оказывается в ситуации автономного существования, т.е. будет обеспечивать все свои жизненные потребности за счет имеющихся сил и средств.
Таким образом, автономное существование (автономия) - это способ существования человека (нескольких человек) в условиях оторванности от других людей, при котором его (их) жизнедеятельность обеспечивается за счет имеющихся сил и средств, без всякой помощи извне.
Различают добровольную и вынужденную автономии. Как правило, к ситуациям добровольной автономии человек подготовлен гораздо лучше (имеются ввиду не только практические знания и опыт, но и техническое оснащение - наличие запасов продуктов и снаряжения). Сюда можно отнести походы туристов, морские и сухопутные экспедиции и путешествия геологов, изыскателей, мореходов, рыбаков и т.д.
Однако вынужденная автономия ставит перед человеком такие задачи, которые он должен решить, опираясь лишь на собственные знания и опыт, и зачастую не имея под рукой предметов, необходимых для выживания.
Большое значение для человека в условиях автономного существования имеют навыки подачи сигналов бедствия. Следует отметить, что, к сожалению, еще нередки случаи, когда заблудившиеся в тайге люди погибали только потому, что не умели правильно подать сигнал бедствия. Между тем существует целый арсенал средств привлечения внимания спасательных команд, а также случайно оказавшихся в районе бедствия самолетов, вертолетов, судов.
Костер как простейший способ подачи сигналов бедствия.
Костер - самый простой и, наверное, самый древний способ сигнализации. С незапамятных времен воины на дальних заставах при приближении врага поджигали заранее заготовленные вязанки хвороста, и яркий огонь на вершине холма или столб дыма, поднявшийся в небо, сигнализировали об опасности.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения. Понятно, что если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет мало. И, наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности — высоком голом холме, опушке леса, большой поляне, безлесном островке посреди водоема, возвышающейся над лесным массивом скале - виден издалека.
Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Например, три костра образуют треугольник, пять - букву «Т». Расстояние между кострами должно быть не меньше 20-30 метров. Возле каждого костровища необходимо сложить дополнительный запас дров. В данном случае экономить силы и время не стоит. Пусть лучше пропадут впустую несколько вязанок заготовленных дров, чем в самый ответственный момент для поддержания огня не отыщется сухого полена. Во время сильного снегопада или дождя костровища и запасные дрова необходимо защитить от намокания, накрыв куском полиэтиленовой пленки, тканью или толстым слоем елового лапника.
Хорошо заметны костры, разложенные на плотах, стоящих на якорях посреди водоема. Для того чтобы бревна плотов не загорелись, их сверху надо выложить камнями или подушкой из земли, дерна, песка. В густолесье, где почти отсутствуют свободные от деревьев и кустарника пространства, такой способ костровой сигнализации бывает единственно возможным.
На больших незалесенных полянах допустимо сооружать сигнальные факелы-костры. Для этого отдельно стоящее, желательно хвойных пород, дерево под нижними ветками обкладывается со всех сторон растопкой, которая в момент прохождения самолета поджигается. Вспыхнувшая крона дерева дает очень мощный, далеко заметный световой факел. Применяя такой способ аварийной сигнализации, следует самым тщательным образом соблюдать противопожарную безопасность - очистить пространство возле дерева от сухой травы и валежника, убедиться, что даже при самом сильном ветре подхваченные им искры не достигнут лесного массива. Удобнее всего, когда с подветренной стороны такого дерева-факела расположен крупный водоем, идеально - если оно растет на острове.
В непосредственной близости от костровищ надо оборудовать круглосуточный наблюдательный пост, где разжечь и поддерживать постоянный огонь в небольшом запальном костре.
При появлении самолета, проплывающего по реке или морю судна, любого другого транспортного средства или людей с помощью углей и горящих поленьев, вытащенных из «запального» костра, быстро разжигаются большие сигнальные костры. Сам «запальный» костер в этот момент заваливать дополнительным топливом не следует, а надо попытаться раздуть пламя или несколькими ударами по горящим дровам поднять сноп искр.
Одиночный костер рекомендуется периодически прикрывать куском ткани или пучком лапника, в крайнем случае загораживать своим телом. Прерывистый сигнал обращает на себя больше внимания, чем постоянный. Таким же способом можно передавать сигнал бедствия с помощью азбуки Морзе. В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый клубящийся дым. Для его получения в разгоревшийся костер подбрасываются зеленые ветки, мох, трава. В пасмурную погоду лучше виден черный дым - в огонь добавляются зеленые листья, куски резины, покрышки и камеры от колес автотранспорта, еловый лапник, сырой мох, масляные тряпки. В сомнительных случаях лучше давать комбинированнный сигнал - белый и черный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.
В пустынной местности для подачи дымового сигнала можно использовать емкости, наполовину наполненные песком, пропитанным смазочными материалами, соляркой, бензином. Ночью можно поджигать собранную и связанную в пучки сухую траву, кустарник.
Ярко горящий в ночи костер пилот пролетающего самолета или вертолета может заметить за двадцать километров. При наблюдении с земли костер виден за восемь километров. Надо сказать, неплохая результативность у столь архаического сигнального средства. Но и тут свой изъян имеется. Всем хорош сигнальный костер, вот только с собой его не унесешь. А жаль! Самолет быстро летит, ему не крикнешь: «Эй! Погоди маленько! Я только дров нарублю да костер разожгу!» Услышишь шум моторов, начнешь хворост ломать, а самолета уже нет. Что же делать?
На этот случай предусмотрительный «потерпевший», прежде чем отправиться в путь, заготовит несколько факелов. Кстати, они и от зверя уберечься помогут, и костер под дождем развести. Чтобы изготовить сигнальный факел, надо с нестарой, лучше погибшей, березы надрать побольше сухой бересты. Свернуть ее в свободный свиток и насадить на длинную палку. Такой берестяной факел будет гореть очень долго, давая вокруг себя яркий, ровный свет. Если им размахивать над головой или периодически закрывать пламя, сигнал будет более заметен. Продолжительность горения факела и интенсивность свечения зависят от количества бересты, толщины и плотности свитка.
В пустыне факел изготовляется из пустой консервной банки, привязанной к палке и наполненной песком, пропитанным бензином или соляркой. Днем для получения густого дыма в банку надо дополнительно плеснуть масла или бросить несколько небольших кусков резины. Ночью - использовать чистый бензин или другое горючее, дающее яркое пламя.
Огонь горящего костра или факела можно попытаться «отразить» в сторону летящего самолета с помощью сигнального зеркала.
Свеча
И даже элементарная свечка может послужить в качестве сигнального средства. Хоть это на первый взгляд и покажется странным, но свет свечи лучше всего различим, когда она горит внутри тканевого (особенно если ткань светлых тонов) или снежного убежища. Просачиваясь сквозь микроскопические отверстия в материале или сквозь снег, особенно в местах стыков снежных блоков, свет заставляет стены убежища ярко светиться в темноте. Такие освещенные изнутри снежные убежища или палатки видны значительно дальше, чем просто зажженная на улице свеча. А если внутри палатки или углу зажечь три или четыре свечи одновременно, то предел обнаружения светового сигнала в ясную погоду при наблюдении с воздуха может возрасти до нескольких километров.
Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального «инструментария», придуман еще один способ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица.
Сигнальное зеркало: разновидности, правила использования
Обычно человек, впервые увидевший сигнальное зеркало, вертит его в руках, хмыкает и качает головой, всячески выражая свое к нему недоверие.
- Мне всучили какую-то железку и пытаются убедить, что с ее помощью можно подать сигнал бедствия. Да надо мной просто-напросто издеваются! - негодует он.
А между прочим зря. Инженеры подсчитали, что яркость светового сигнального зайчика при угле стояния солнца в 90° составляет без малого семь миллионов свечей! Вспышка сигнального зеркала в безоблачный, солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте один-два километра на расстоянии в 20-25 км, а в некоторых случаях до 40 км! Вот так «железка»! Куда до нее ракетам и пиропатронам! Кстати, сигнальным зеркалом можно давать аварийный сигнал не только днем, но и ночью в полнолуние.
Опишем три типа зеркал. Сигнальное зеркало с целиком представляет из себя металлическую пластину, отполированную с одной стороны до зеркального блеска. В центре пластины находится круглое, чуть больше спичечной головки, отверстие. Через это отверстие и отверстие в удерживаемом с наружной стороны зеркале целике следите за движением интересующего вас объекта (самолета, судна, человека). Одновременно поймайте отраженный от поверхности зеркала «зайчик» на целик. На нем же - целике - найдите тень от крестообразной насечки, нанесенной на рабочей поверхности зеркала. Совместите центр насечки на целике и продолжайте следить за объектом.
Простейшее сигнальное зеркало можно изготовить из отполированной с двух сторон до зеркального блеска металлической пластины размером с книгу среднего формата. Понятно, что чем лучше отполирована рабочая поверхность зеркала, тем дальше виден световой сигнал. В центре пластины пробейте круглое, диаметром 5-7 мм, отверстие. Взяв зеркало, через отверстие наблюдайте за самолетом (судном). Не теряя объект слежения, поворачивайте зеркало к солнцу. Найдите световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде. Зеркальное отражение блика на обратной поверхности зеркала совмещайте с отверстием. При совпадении отверстия с отраженным бликом световой сигнал направлен на самолет.
Двойное сигнальное зеркало состоит из двух соединенных друг с другом с помощью небольших петель зеркальной и матовой створок. В аварийной ситуации матовую створку можно изготовить из куска фанеры, пластмассы и даже толстого картона. Соответственно петли можно сделать из свернутой в кольца тонкой металлической проволоки или «сшить» створки с помощью крепкой нити. Чтобы подать сигнал, раскройте створки до упора (примерно под углом 60-70°) и через отверстие, проделанное в центре зеркала, следите за целью. Видимое с обратной стороны зеркала солнечное пятно, упавшее на матовую створку, совместите с отверстием. Следите за движущейся целью, непрерывно совмещая пятно с отверстием.
Сигнальное зеркало - в работе достаточно сложный инструмент (по крайней мере, сложнее ракеты, где для подачи сигнала достаточно дернуть за пусковой шнурок), поэтому научиться с ним обращаться желательно заранее. Вникать в инструкцию в тот момент, когда над головой гудит самолет, поздно. Чтобы понять принцип работы зеркала, необходимо потренироваться в подаче сигнала, используя в качестве объекта слежения близкорасположенный предмет, на котором будет хорошо различим сигнальный «зайчик».
Обычное одностороннее зеркало, не имеющее отверстия, тоже можно применять для направленной подачи сигнала бедствия. Для этого надо, удерживая зеркало одной рукой близко от лица или даже прижимая задней стенкой к щеке, повернуть его таким образом, чтобы отраженный луч («зайчик») был направлен в нужную сторону. Затем вытянуть другую руку в направлении объекта визирования и «посадить» его на кончик отведенного большого пальца. Поворачивая плоскость зеркала, добиться, чтобы отраженный блик попал на большой палец на объективе и одновременно в луче «зайчика», поворачиваться в направлении движения самолета или судна.
Более сложный вариант заключается в наведении сигнального «зайчика» через верхушку вбитой в землю высокой палки-мушки. Для этого надо на ее кончик «посадить» объект визирования, затем навести световой сигнал и удерживать их - «зайчик» и объект - в таком положении, смещаясь корпусом в требуемую сторону. Пока вы видите на срезе палки самолет и свет солнечного зайчика - сигнал гарантированно направлен в сторону самолета. Этот способ обычно применяется, когда потерпевшие располагают тяжелым (например металлическим) листом или объемным (станиоль, фольга) зеркалом, которое удобнее удерживать двумя руками.
Самодельное сигнальное зеркало можно изготовить из жести, металлической фольги, обертки от шоколада, нескольких обычных карманных зеркал, сколов слюды и т.п. Далеко виден блеск широкого лезвия ножа, дна консервной банки, полотна пилы-ножовки и пр.
Чтобы убедить скептически настроенного читателя в действенности подобных импровизированных зеркал, сошлюсь на один исторический прецендент. «...Чечони, который раньше обещал, что покажет всем остальным, как надо сигнализировать, решил использовать зеркало: тонкую деревянную дощечку оклеил блестящими листочками станиоля. Ему посчастливилось - солнечный зайчик, отраженный от его примитивного зеркала, попал Маддаленте прямо в глаза и был (если не считать радио) единственным сигналом, который летчик своевременно заметил», -так писал в своих воспоминаниях Бегоунек, один из участников трагедии, случившейся в 1928 году с дирижаблем «Италия». Станиоль от плитки шоколада, банальная золотинка, спасла людям жизнь!
Светоотражающие свойства металлической фольги можно с успехом использовать не только в сигнальных зеркалах. Например, в непосредственной близости от лагеря будет полезно развесить полоски фольги на ветках одиноко стоящего дерева. Блестя на солнце, они будут издалека привлекать внимание.
С той же целью можно раскладывать на склонах холмов листы фольги, предварительно несильно их смяв для образования множества отражающих плоскостей.
Наконец можно прикрепить фольгу к куску фанеры, доске или раздвоенной на конце ветке и полученную блестящую пластину свободно подвесить на открытом месте на верхушке вбитого в землю высокого шеста. Пластина, постоянно вращаясь на ветру, будет давать хорошо заметные световые сигналы.
Карманный электрический фонарик
Сигнал, поданный сигнальным фонарем, «читается» за три-четыре километра, слабым - до двух километров. Зная азбуку Морзе, с помощью фонаря, открывая и закрывая отражатель, можно передавать сигнал бедствия и другие сообщения. Сигнал SOS: три точки - короткая пауза - три тире - короткая пауза - три точки. И даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях, когда у потерпевших нет решительно никакой пиротехники, нет материала для изготовления сигнальных зеркал и даже ткани на флаги-сигналы, они не беспомощны. У них есть спички и дрова, и, значит, есть возможность разжечь костер.
Пиротехнические средства аварийной сигнализации
Мало найдется аварийных выбросов, в комплект которых не входили бы одна или несколько парашютных ракет. Существует множество типов сигнальных, осветительных и других ракет (одно- и многозвездочных, красных, белых, зеленых и т.д.), предназначенных для аварийной и прочей сигнализации, освещения, других узкоспециальных целей.
Сигналом бедствия принято считать одну или несколько ярко-красных или малиновых звездочек, выпускаемых поодиночке через короткие промежутки времени с помощью пистолета-ракетницы, или долгий красный свет планирующей парашютной ракеты.
Как сигнал бедствия могут быть истолкованы огни любых других ракет, выпускаемые сериями, по три штуки, с небольшими интервалами между выстрелами.
Малая парашютная ракета имеет диаметр 29 мм, длину 225 мм, массу 140 г.
Большая парашютная ракета диаметром 40 мм, длиной 210 мм, массой 390 г отличается более интенсивным и долгим свечением сигнальной звездочки.
Приведем отрывок из инструкции по использованию сигнальных парашютных ракет:
Взять ракету в левую руку так, чтобы пальцы плотно охватывали металлическую гильзу пусковой трубки, а ладонь не закрывала колпачка.
Правой рукой отвернуть колпачок, осторожно освободить вытяжной шнур с кольцом, взять кольцо в правую руку.
Придать ракете требуемое направление: осветительные ракеты держать под углом 50-60°., сигнальные - под углом 70-90°. В зимнее время угол отстрела осветительных ракет рекомендуется увеличить.
Произвести правой рукой вдоль оси ракеты резкий рывок вытяжного шнура на себя.
Если необходимость использования ракеты отпала, то шнур с кольцом уложить внутрь ракеты и навернуть колпачок.
К недостаткам ракет можно отнести их значительные размеры и вес. Сейчас вместо парашютных ракет иногда используются небольшие патроны-мортики, запускаемые с помощью специального механизма, размерами чуть больше авторучки. При выстреле мортирка, взрываясь на высоте 50-75 метров, образует яркую звездочку.
Туристы, альпинисты и другие самодеятельные путешественники чаще всего берут с собой в поход в качестве аварийного сигнального средства патроны к ракетнице. Правда от самой ракетницы из-за ее чрезмерной величины и веса они отказались и изготовляют из алюминиевого сплава самодельные короткоствольные ракетницы, вес которых не превышает 50 граммов. Чертежи таких ракетниц можно найти в специальной туристской литературе. В охотничьих магазинах иногда продаются специальные сигнальные патроны, которые могут отстреливаться из обыкновенного охотничьего ружья. Существуют также различные сигнальные пистолетные и винтовочные трассирующие патроны. Все они предназначены для подачи аварийного сигнала.
Заслуженным признанием пользуются патроны сигнальные ночного и дневного действия (ПСНД). Принцип действия у них тот же, что и у ракет. Патрон приводится в действие выдергиванием запального шнура. Предел обнаружения ночного сигнала (ярко оранжевое или малиновое пламя) достигает 10-15 километров. Дневной сигнал (малиновый дым) хорошо различим на фоне снега, льда, воды, но, например, в песках пустыни или в густолесье его можно и не заметить в трех сотнях шагов. Действие сигнального патрона кратковременно - не более 10-20 секунд.
Кроме того, существуют специальные фальшфейера, факел-свечи, дымовые шашки, которые горят дольше, иногда до десяти и более минут.
Необходимо помнить, что парашютные ракеты, ПСНД и некоторые другие пиротехнические сигнальные средства конструктивно подготовлены к выстрелу, и поэтому обращаться с ними следует, как с заряженным оружием, соблюдая особую осторожность. В случае осечки патроны выбрасываются. Пытаться ремонтировать их крайне опасно и поэтому недопустимо.
Для подачи сигнала бедствия, особенно дымового, следует выбирать возвышенные точки рельефа. При этом надо стараться, чтобы с подветренной стороны было открытое пространство - водоем, ледник, поляна.
При подаче сигнала всякое пиротехническое средство следует держать в вытянутой руке, развернув соплом от себя. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся и огнебоящиеся предметы. Категорически недопустимо направлять ракеты и патроны в сторону спасательных самолетов, вертолетов, судов.
При использовании ракет следует учитывать направление и силу ветра, который может сильно сносить парашют, под которым горит сигнальная звездочка. Если вы хотите, чтобы сигнал горел над вашей головой, стреляйте немного навстречу ветру.
Еще одна чисто «ракетная» ошибка заключается в недооценке силы ее отдачи. Если недостаточно крепко удерживать гильзу ракеты, она при выстреле может, дернувшись вниз, выскользнуть из рук. Например, во время рок-концерта на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге неожиданно выпущенная в толпе ракета, попав в висок, наповал убила стоящего поблизости зрителя. Именно поэтому ракету следует брать только голой рукой, предварительно насухо вытерев ладонь и пальцы.
Кроме прямого назначения, пиротехнические сигнальные средства могут с успехом использоваться для отпугивания хищных животных - белых и бурых медведей, волков и пр.
И еще один очень важный совет. Большинство пиротехнических средств обладает разовым действием, т.е., подав сигал один раз, повторить его невозможно. Поэтому подавать сигнал надо с максимально близкого расстояния и только когда есть уверенность, что его заметят. Если необходимость в подаче сигнала отпала, запальный шнур с кольцом надо осторожно уложить в гнездо и завинтить защитный колпачок.
Во время движения сигнальные средства необходимо хранить в защищенном от ударов и атмосферных осадков и в то же время легкодоступном месте.
Международная кодовая таблица сигналов бедствия
Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. Размер одного сигнала должен быть не менее 10 м в длину и 3 м в ширину, в противном случае его будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в другую сторону нет - чем больше сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.
Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего. Из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды, спасжилетов, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. Можно сигнал не выкладывать, а, например, выкапывать - снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам дерн нужно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх. На снегу сигнал «рисуется» с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак работает два раза в сутки - утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, достаточно хорошо читаются с воздуха.
Международная кодовая таблица сигналов бедствия
Сигнал
|
Значение сигнала
|
I
|
Нужен врач, серьезные повреждения
|
II
|
Нужны медикаменты
|
X
|
Не имеем возможности к передвижению
|
F
|
Нужны вода и пища
|
V
|
Нужны огнестрельное оружие и боеприпасы
|
£
|
Нужны карта и компас
|
K
|
Укажите направление следования
|
|
Следую в этом направлении
|
w
|
Попытаемся взлететь
|
r
|
Здесь можно безопасно совершить посадку
|
L
|
Требуются топливо и масло
|
LL
|
Все в порядке
|
N
|
Нет
|
Y
|
Да
|
╨
|
Не понял
|
LL
|
Мы нашли всех людей
|
Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной — светлыми.
Каждый знак кодовой таблицы имеет одно-единственное известное пилоту поискового самолета значение. Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.
Надо заметить, что в аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного или двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если так можно выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик более внимательно осмотрит местность, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру. Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, наконец, рассмотрит самих людей. Кстати, последние должны позаботиться о том, чтобы их было хорошо видно - надеть яркую, лучше оранжевую одежду, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место, размахивать над головой яркими кусками ткани, ночью - факелом или фонариком.
Следует запомнить, что почти все сигналы, повторенные три раза подряд через короткие промежутки времени, будут являться сигналом бедствия. Неважно что - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр., - лишь бы сигнал был тройным. Между подачей каждой группой сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала - одна минута отдыха - и снова три сигнала.
Международный сигнал бедствия, принятый в горах, выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала.
Принципы взаимодействия со спасательной авиацией
Чтобы спасатели быстрее вас обнаружили, следует подобрать подходящую площадку (в лесу - поляну) и обозначить ее. Размеры площадки, на которую может сесть вертолет, должны быть не менее 30x30 м, а если на границах ее есть препятствия высотой примерно 25м, то -75x100 м. Уклон места посадки желателен не более 6-8°.
Площадку надо обозначить заранее подготовленными кострами. Один из них должен гореть все время, остальные находиться в постоянной готовности.
Для привлечения внимания спасателей хорошо использовать днем дым от костра, а ночью - огонь. Три костра, разнесенные друг от друга на 300 ми расположенные в вершинах треугольника или по прямой линии, служат международным сигналом бедствия.
В ясные и безветренные дни дымовые сигналы видны на расстоянии до 80 км. Для увеличения дыма в костер подбрасываются сырые ветви, трава. Однако зимой такой дым мало заметен - в это время хорошо обнаруживается черный дым, который может дать резина, пластик или автомобильное масло.
Если земля мокрая, костер нужно сооружать на платформе, иначе растопка отсыреет.
Ночью в качестве сигнала можно использовать укрытие с разведенным внутри костром. Однако это осуществимо, когда имеется светлая ткань или парашют.
Использование укрытия в качестве сигнала. Для своего обозначения можно снять на каком-то участке верхний слой почвы или использовать большие лоскуты ткани. Для повышения контрастности знаков из ткани их можно окапывать или делать приподнятыми, растягивая ткань между кольями. Тень, отбрасываемая тканью на землю, усиливает контрастность знака, и он легче обнаруживается с воздуха.
Как уже было сказано выше, чем крупнее сигнальные знаки, тем лучше. Желательная ширина линий - 1 м, длина - 5-6 м (соотношение 1:6). Минимальный размер знака - 2,5 м. Прямые линии и углы в природе практически отсутствуют, поэтому нужно делать все знаки ровными с прямыми углами. Весьма заметны также знаки из выжженной травы, а на снегу хорошо просматривается протоптанный знак.
Знак должен сообщать спасателям о сложившейся на земле ситуации. Вот значение сигналов для авиаспасателей: «Произошло ЧП, имеются пострадавшие» - лежащий на земле человек или изображение круга, в середине которого фигура лежащего человека.
«Нуждаемся в продовольствии, теплой одежде» - сидящий на земле человек или изображение треугольника.
«Покажите, в каком направлении идти» - человек с поднятыми вверх и немного разведенными в стороны руками или изображение длинного тонкого треугольника в виде стрелы.
«Здесь можно совершишь посадку» - человек в неглубоком приседе с вытянутыми вперед руками или изображение квадрата
«Приземляйтесь в указанном направлении» - стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочный знак в виде буквы «Т».
«Здесь садиться нельзя» - стоящий человек с перекрещенными над головой руками или изображение креста.
Ответы с воздушного судна могут быть следующими: «Вас вижу» - вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.
«Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» - полет в горизонтальной плоскости восьмеркой или красная ракета.
«Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» - полет самолета над потерпевшими в направлении курса движения или желтая ракета.
«Вас понял» - покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар, а если судно ими не оборудовано, то дважды включение и выключение аэронавигационных огней. Отсутствие этих сигналов означает, что знак, поданный с земли, не принят.
«Вас не понял» - полет змейкой или две красные ракеты.
«Обозначьте направление посадки и место приземления» - пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.
Помните, что все воздушные судна приземляются и взлетают только против ветра. Посадка вертолета по ветру может закончится катастрофой. Поэтому дымовой сигнал обозначает не только площадку - экипаж по нему определяет направление и силу ветра. Дымовые сигналы не должны мешать посадке, закрывая собой поверхность.
Для сигнализации широко применяются и пиротехнические средства - обычно используют сигнальные патроны ПСНД-30 и реактивные сигнальные парашютные патроны РПСП-40.
Патроны РПСП-40 служат для подачи сигналов и днем, и ночью, высота подъема заряда до 350 м. После срабатывания горящий сигнал опускается на парашюте. Дальность обнаружения такого сигнала - до 25-30 км ночью и 14 км днем.
Патрон ПСНД-ЗО также служит для сигнализации и ночью, и днем. Заряды размещены в нем с обеих сторон. На «дневной» стороне патрона - крышка гладкая, на «ночной» - в крышке есть выемка. «Дневная» сторона при введении в действие выделяет оранжевый дым, «ночная» -красное пламя. Время горения каждой части - 30 с. При работе с конца патрона может падать окалина, поэтому находясь на надувном плавсредстве, патрон нужно держать над водой по ветру. Дальность обнаружения огня и дыма достигает: с высоты 500 м -25-30 км ночью и 8-10 км днем, на море с корабля - 20 км ночью и 6 км днем. Правила применения нанесены на корпусе патрона.
Чтобы не тратить лишние силы на сигнализацию, нужно знать, с какого расстояния вы можете быть обнаружены визуально:
Объект наблюдения
|
Время года (суток)
|
Высота полета ВС, м
|
Дальность обнаружения, км
|
Один человек
|
Зимой
|
200
|
1,6-1,8
|
Группа людей
|
Летом
|
200
|
1,0-1,4
|
Костер
|
Ночью
|
300
|
8-12
|
Мигающий карманный фонарь
|
Ночью
|
300
|
2-4
|
Человек в спасательном жилете в море(волна до 3 баллов)
|
Днем
|
300
|
2
|
Человек на спасательной одноместной лодке (волна 3 балла)
|
Днем
|
300
|
4
|
Для потерпевших кораблекрушение сбрасывают с самолетов аварийно-спасательные плавсредства. Они укладываются в специальные контейнеры, которые при сбросе работают следующим образом: сначала открывается парашют, затем из контейнера выходит упаковка с провиантом или радиостанцией группового пользования, далее - фал с поплавками и фонарем и, наконец, упаковка с шестиместным плотом. Все эти предметы связаны между собой.
Необходимо знать: плавсредство не раскрывается автоматически при ударе о воду - надо подплыть к нему или подтянуть его к себе за веревку и дернуть за ручку. Только после этого плот начнет наполнятся газом автоматически. Такая последовательность продиктована жизнью. Если плот после сброса надуется в воде сам, то потерпевшие могут и не доплыть до него - надутый плот с крышей имеет большую парусность, и его просто-напросто унесет ветром. Поэтому все десантируемые с самолетов плавсредства надуваются при непосредственном участии человека.
На сушу с самолетов могут сбрасываться на парашютах различные грузы. Содержимое укладок определяется по маркировке: красная полоса означает медикаменты и средства оказания медицинской помощи; синяя - вода и продовольствие; желтая - одежда, спальные мешки, палатка; черная - радиостанция, сигнальные средства, посуда и прочее.
...Наконец, вертолет обнаружил вас и заходит на посадку, но площадка оказалась с сильным уклоном. Не беда, вертолет может зависнуть, касаясь земли одним колесом. В этом случае придется эвакуироваться весьма оперативно. Однако, поспешая, не забудьте: подходить к вертолету нужно только с передней стороны. С других сторон опасно из-за близости хвостового винта. Это правило не относится к вертолетам Ка-27, у которых хвостовой винт отсутствует.
Но вдруг, по какой-либо причине, вертолет не может приземлиться, или вас нужно поднимать с поверхности воды. Как здесь поступать?
На суше. Вертолет завис на высоте примерно 15м. У него открывается боковая дверь, и спасатель начинает спускаться к вам на лебедке. Впереди него спускается на тонком тросике грузик, который соединен с основным тросом. Ни в коем случае не хватайтесь за него. Тонкий тросик и грузик - это заземление для снятия статического заряда электричества. После касания грузиком земли можно браться за что угодно. Ожидать спасателя лучше всего, находясь под вертолетом - воздействие воздушного потока при этом минимально. Если вы будете отходить в сторону, вас начнет «сдувать», а если ваш вес менее 50кг, то из вас может получиться «перекати-поле» - зрелище весьма забавное со стороны, но только не для потерпевшего.
Спасатель уже на земле. С вашей стороны должно быть полное внимание, никакой суеты и самодеятельности. В лучшем случае, если вертолет оборудован лебедкой ЛПГ-300, спасатель прицепит вас к себе, и вы вместе подниметесь в машину. Если же такой нет, то вероятно, спасатель отцепится от троса, а вместо себя пристегнет вас, и вы будете подниматься один.
Главное во время подъема - висеть «тюфяком», слегка раскинув руки, и не двигаться, иначе вас начнет раскачивать. Когда вас уже подняли, не помогайте борттехнику подводить стрелу лебедки к кабине. Он прекрасно сделает это без вас. Встав на пол кабины, после отцепки троса, пройдите в салон и сядьте подальше от двери. Не подходите к ней, когда будут поднимать товарища. Этим вы не поможете, а лишь помешаете спасателям. Лучше сидите у окна и наблюдайте за происходящим из него.
Аналогично происходит эвакуация из воды. (Не забудьте перед подъемом, если вы были привязаны, отвязаться от плавсредства.) Не рекомендуется снимать с себя спасательный жилет, пока не окажитесь в вертолете. При его подлете стравите воздух из арок плота для уменьшения парусности (сноса по ветру) и с помощью весел интенсивно гребите под вертолет в «мертвую зону».
В вертолете сообщите, какую медицинскую помощь вам нужно оказать, прежде всего.
И последнее - у нас в стране помощь пока оказывается безвозмездно, поэтому не избегайте спасателей в случае опасности, не усугубляйте ситуацию.