Школа туристской медицины
Источник: Библиотека экстремальных ситуаций
Справочно-методический сборник в 35 томах
Редактор и составитель Лучанский Григорий
Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.
Порой случается, что нет возможности своевременно оказать врачебную помощь туристу, заболевшему на маршруте или пострадавшему от несчастного случая. Тогда его здоровье и жизнь в первую очередь будут зависеть от правильности действий тех, кто окажется в этот момент поблизости, например, от его товарищей - членов той же походной группы. Несомненно, они должны уметь оказывать доврачебную помощь - это является одним из элементов обеспечения безопасности путешествия. Такая помощь не заменяет помощь врача или фельдшера, но позволяет пострадавшему дождаться медиков или выдержать транспортировку до ближайшей больницы.
Два года назад группа энтузиастов организовала Школу туристской медицины - объединение туристов и врачей, ставящих своей целью обучение путешественников оказанию медицинской помощи. При этом, конечно, основное внимание уделяется лечению тех травм или болезней, которые чаще встречаются в походах. Программа курса корректируется в зависимости от степени подготовленности, возраста, интересов групп. В частности, есть программа для старшеклассников.
Одно из основных правил в медицине - «Не навреди!». Поэтому главная задача наших преподавателей - не сделать из выпускников школы ремесленников, слепо действующих по каким-то шаблонам, а научить людей думать. На это обращается основное внимание при обучении. А поскольку теория без практики, как известно, мертва, то после необходимого лекционного курса слушатели проходят стажировку в московских больницах. Занятия проводят специалисты в области экстремальной медицины из ведущих московских клиник.
Несмотря на молодость, Школа туристской медицины подготовила уже немало туристов-парамедиков. При встречах с нами выпускники благодарят нас за полученные знания, которые часто оказываются полезны не только в походах, но и в повседневной жизни. Пригодятся они и Вам. Принимаем же мы в школу всех желающих. Главное - настойчивость в овладении основами медицины.
Публикуемая ниже программа поможет энтузиастам и в других городах организовать подобные учебные структуры, либо провести разовый учебный цикл. Приведем некоторые полезные рекомендации.
Во время подготовительных мероприятий следует учитывать, что программа - это только половина успеха. Многое зависит от преподавательского состава. При подборе преподавателей не следует уделять внимание только ученой степени, предпочтение стоит отдавать врачам с большим практическим опытом. Не ищите врача-универсала, который будет вести весь курс. Желательно, чтобы каждую тему читал узкий специалист. Например, травматологию ведет, естественно, травматолог, а вот тему «черепно-мозговая травма» лучше отдать нейрохирургу. Семинары по сердечно-легочной реанимации у нас проводятся на манекенах, что, конечно, лучше, чем изучать материал по плакатам. Занятия по основам анатомии проходят на кафедре «Анатомия человека» Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Курсанты занимаются в анатомическом музее и учебном морге на реальных препаратах. Разговоры о том, что неподготовленных людей не следует сразу вести в «анатомичку», мы считаем несерьезными. Как показала практика, люди не только не падают в обморок, а даже не испытывают никакого особого страха. Здесь действует принцип «Лучше один раз увидеть». Не беда, если нет знакомых врачей. Подойдите к заведующему отделением в больнице или заведующему кафедрой медицинского училища либо института - преподаватели будут.
Контингент, с которым будут работать врачи, для них необычен, ведь раньше большинство из них учили студентов-медиков. Чтобы облегчить жизнь нашим преподавателям, мы разработали специально для них методические указания по проведению занятий, которые приводятся ниже.
Теперь несколько слов о практике. В нашей школе она проводится после базового цикла в приемном и реанимационном отделениях московских больниц. Наши слушатели дежурят с врачами в вечернее время. Обычно - с 19 до 8 часов, когда поток пострадавших наиболее велик.
Какие же вопросы отрабатываются курсантами за время практики? Конечно же, учитывая специфику отделений, отрабатываются психологические моменты при оказании медицинской помощи.
Кровь, не всегда «товарный» вид пострадавших позволяют со временем отбить или притупить чувство страха и брезгливости. В приемном отделении отрабатываются такие вопросы, как диагностика повреждений опорно-двигательной системы, обработка ран, наложение повязок, шин, остановка кровотечений. Люди учатся таким, казалось бы, на первый взгляд простым вещам, как, например, раздеть пострадавшего или переложить с носилок на носилки. В реанимационном отделении слушатели на практике сталкиваются с применением лекарственных препаратов и учатся делать внутримышечные и подкожные инъекции. Принимают участие, если необходимо, в проведении реанимационных мероприятий.
После каждого учебного цикла мы корректируем свою программу на основе результатов анкетирования слушателей, проводимого после выпускных экзаменов. Представленная здесь программа не догма, а руководство к действию.
Общие методические указания по проведению лекционных и практических занятий по курсу «Оказание ПМП в автономных условиях»
Цель занятий - овладение знаниями и навыками, необходимыми для оказания ПМП в автономных условиях.
1.Учитывая нулевую подготовку курсантов, материал должен излагаться на достаточно простом уровне, с использованием только необходимых медицинских терминов. По возможности, усвоение материала должно строиться не на заучивании, а на базе его осмысления.
2.Основной принцип при проведении занятий, особенно практических, - «Меньше слов, больше дела».
3.Следует принимать во внимание, что на практике курсанты будут оказывать помощь в автономных условиях (походы, экспедиции), где транспортировка пострадавшего до ближайшего лечебного учреждения обычно занимает как минимум 2-3 дня. При транспортировке им приходится сталкиваться с тяжелыми травмами, иногда от их действий зависит здоровье и жизнь пострадавшего, поэтому подчас рекомендации «вызвать скорую» или «это дело врача» не всегда подходят. В отдельных случаях им необходимо переступить черту между профессионалом и обычным человеком. Однако при этом должен главенствовать принцип: «Не навреди».
4.Алгоритм изложения материала на лекции желателен следующий:
- механизм заболевания;
- диагностика;
- неотложная помощь (примерный алгоритм);
- госпитализация (необходимость, ее особенности).
Оказание доврачебной помощи в автономных условиях
Учебная программа
Анатомия и физиология человека
Тема 1. Общие сведения об анатомии и физиологии организма человека. Строение скелета. Топография внутренних органов.
Тема 2. Строение и деятельность основных физиологических систем.
Знания слушателей
Тема 1. Строение скелета, нарушения строения и функций при различных видах повреждений. Топография внутренних органов и крупных сосудисто-нервных пучков.
Тема 2. Основы физиологии кровообращения, дыхания, деятельности центральной и вегетативной нервных систем.
Фармакология
Тема 1. Общая фармакология. Виды лекарственных форм. Пути введения лекарственных средств. Зависимость действия лекарств от особенностей организма.
Тема 2. Частная фармакология. Основные типы лекарственных средств, применяемые в походных аптечках. Анальгетики: наркотические и ненаркотические. Аналептики. Противокашлевые отхаркивающие и бронхолитические средства. Витаминные препараты. Противоаллергические средства. Антисептики. Химиотерапевтические антибактериальные средства.
Тема 3. Общие принципы комплектования аптечки. Основные блоки и лекарственные средства, входящие в них.
Знания слушателей
Основные лекарственные средства, применяемые в походных условиях, их свойства, дозировки, побочные действия и противопоказания. Способы введения лекарственных средств.
Заболевания дыхательной системы
Тема 1. Грипп. Астма. Бронхит. Пневмония. Бронхиальная астма.
Знания слушателей
Симптомы и методы лечения гриппа, ангины, бронхита, пневмонии, бронхиальной астмы.
Заболевания органов брюшной полости
Тема 1. Аппендицит. Грыжа. Язвенная болезнь. Холецистит. Панкреатит.
Знания слушателей
Основные дифференциально-диагностические характеристики состояний, вызывающие симптомокомплекс «Острый живот»; принципы оказания доврачебной помощи при транспортировке пострадавших в лечебное учреждение.
Сердечно-сосудистые заболевания
Тема 1. Стенокардия. Инфаркт миокарда. Гипертония и гипотония.
Тема 2. Виды сосудистой недостаточности. Обморок, коллапс, кома. Анафилактический шок.
Знания слушателей
Диагностика сосудистых расстройств. Понятие анафилактического шока, его классификация, диагностика, меры помощи, профилактика.
Сердечно-легочная реанимация
Тема 1. СЛР. Понятие терминального состояния. Алгоритм проведения СЛР. Утопление. Переохлаждение. Электротравма.
Знания и умения слушателей
Нормальные значения ЧСС, АД, частоты дыхания и методы их определения. Понятие клинической смерти, биологической смерти. Алгоритм и правила выполнения мероприятий по СЛР. Обеспечение проходимости дыхательных путей. Прекардиальный удар. Непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. Особенности реанимации у детей.
Травматология
Тема 1. Классификация травм. Общие методы обследования пострадавшего. Диагностика повреждений. Оценка степени тяжести состояния пострадавшего. Шок травматический, его профилактика.
Тема 2. ЧМТ. Классификация, диагностика.
Тема 3. Раны, их классификация. Обработка ран. Десмургия.
Тема 4. Кровотечения. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений.
Тема 5. Повреждения опорно-двигательной системы. Краш-синдром. Транспортная иммобилизация.
Тема 6. Ожоги и отморожения. Первая помощь при ожогах и отморожениях.
Знания слушателей
Тема 1. Оценка состояния пострадавшего. Тактика диагностики. Причины развития шокового состояния. Его клинические проявления. Проведение противошоковых мероприятий. Навыки обращения с пострадавшим при отсутствии у него сознания.
Тема 2. ЧМТ. Оценка ее тяжести. Принципы лечения.
Тема 3. Разновидности ранений. Первичная обработка ран. Гнойные раны. Пневмоторакс. Проникающие ранения брюшной полости. Наложение давящих, окклюзионных и асептических повязок.
Тема 4. Виды кровотечений. Остановка наружного кровотечения прижатием сосуда, с помощью жгута или закрутки. Внутреннее кровотечение. Реакция организма на кровопотерю. Оценка ее величины по внешним признакам, изменению ЧСС и АД. Оказание помощи при внутреннем кровотечении.
Тема 5. Основы диагностики открытых и закрытых повреждений костей. Повреждение связочного аппарата. Правила транспортной иммобилизации. Иммобилизация с помощью подручных средств. Положение пострадавшего во время транспортировки. Патогенез синдрома длительного сдавления. Правила извлечения пострадавшего из-под сдавливающего предмета.
Тема 6. Определение площади и степени термического поражения. Оказание помощи при ожогах различной степени тяжести: обработка ран и наложение повязок. Понятие ожогового шока. Обморожения. Оказание помощи при обморожениях разной степени тяжести.
Токсикология
Тема 1. Отравления. Основные виды отравлений. Оказание первой помощи при различных видах отравлений.
Знания слушателей
Виды отравлений. Оценка степени опасности отравления для здоровья и жизни человека. Отравления алкоголем и его суррогатами. Ядовитые растения. Отравления ядами животного происхождения. Вредные пары и газы. Пищевые токсикоинфекции. Методы дезинтоксикации организма. Понятие об антидотной терапии.