Действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие
Источник: Библиотека экстремальных ситуаций
Справочно-методический сборник в 35 томах
Редактор и составитель Лучанский Григорий
Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.
Действия перед вынужденной посадкой или покиданием воздушного судна с парашютом
Успех поиска и своевременность оказания помощи экипажам и пассажирам воздушных судов, потерпевших бедствие, зависят от наличия на борту аварийно-спасательных средств и твердых навыков у экипажа в их использовании, которые достигаются систематическим проведением занятий и тренировок (тренажей) по практическому применению этих средств.
На всех воздушных судах должны постоянно находиться аварийно-спасательные средства, предусмотренные их конструкцией или заданием на полет.
При возникновении аварийной обстановки в воздухе командир воздушного судна должен действовать хладнокровно, инициативно и решительно, заботясь в первую очередь о сохранении жизни пассажиров и членов экипажа.
Потерпевшие бедствие должны знать, что для их спасения будут предприняты все необходимые меры.
Во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полетов, экипаж воздушного судна обязан подать сигнал «Терплю бедствие» с одновременным включением сигнала «Бедствие». Экипаж обязан твердо помнить, что подача сигнала «Терплю бедствие» поможет оперативнее организовать поиск и своевременно оказать ему помощь.
Приняв решение произвести вынужденную посадку, командир воздушного судна обязан сообщить органу УВД, осуществляющему непосредственное управление (а при невозможности - ближайшему органу УВД), место и время посадки, предупредить об этом экипаж, который обязан действовать в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) воздушного судна (инструкции экипажу). Штурман (второй пилот) обязан сообщить всем членам экипажа местонахождение воздушного судна, направление и скорость ветра, направление и расстояние до ближайшего аэродрома или населенного пункта, а над морем – направление и расстояние до берега.
Приняв решение покинуть воздушное судно с парашютами, командир воздушного судна обязан:
- вывести при возможности воздушное судно в район, обеспечивающий безопасность приземления членов экипажа и исключающий нанесение ущерба населению при падении воздушного судна;
- определить место сбора членов экипажа после приземления;
- дать команду на покидание воздушного судна.
При покидании воздушного судна в полете экипаж оставляет включенными бортовые средства автоматической передачи сигнала бедствия. Все члены экипажа при покидании воздушного судна должны действовать в соответствии с требованиями РЛЭ (инструкции экипажу).
При снижении на парашюте каждый член экипажа обязан внимательно осматривать местность, обращая особое внимание на расположение населенных пунктов, дорог, троп, рек, озер, ущелий, а также на наличие кораблей, островов, направление на берег при спуске на водную поверхность.
Во избежание протаскивания при сильном ветре в момент приземления отсоединить или обрезать купол со стропами.
Действия после вынужденной посадки или приземления с парашютом на сушу
Экипаж воздушного судна, совершившего вынужденную посадку вне аэродромов, обязан:
- немедленно эвакуировать пассажиров и пострадавших членов экипажа из воздушного судна в безопасное место;
- при покидании воздушного судна по возможности взять с собой групповые и индивидуальные аварийно-спасательные средства и парашюты;
- оказать пострадавшим членам экипажа и пассажирам медицинскую помощь;
- подготовить к работе аварийные радиостанции и передать сообщение о бедствии;
- подготовить к немедленному применению средства визуальной сигнализации;
- уточнить свое местонахождение;
- принять меры по установлению связи с ближайшим аэродромом или населенным пунктом;
- подобрать и подготовить площадку для посадки поисково-спасательного вертолета.
Всеми работами на месте вынужденной посадки воздушного судна руководит командир экипажа.
Осмотреть воздушное судно для определения его состояния. Особое внимание при этом обратить на наличие скрытых очагов пожара и возможность взрыва баков с топливом и боеприпасов. Если наблюдается течь топлива или масла, необходимо принять меры к устранению течи или сбору стекающих ГСМ для нужд потерпевших бедствие (для разведения сигнальных костров, обогрева и освещения). В случае возникновения пожара экипаж должен попытаться ликвидировать его с помощью бортовых и подручных средств пожаротушения.
После приземления с парашютом члены экипажа должны собраться в месте, указанном командиром, захватив с собой НАЗы и парашюты.
При приземлении в условиях, когда члены экипажа не видят друг друга (в лесу, в горах, ночью и т.д.), необходимо использовать для сбора экипажа аварийно-спасательные радиостанции, звуковые сигналы, пиротехнические и подручные средства.
Если к месту сбора прибыли не все члены экипажа, командир обязан принять меры к их розыску.
После оценки обстановки командир экипажа принимает решение на дальнейшие действия.
Наиболее целесообразно оставаться на месте приземления (сбора). Это облегчает поиск и дает возможность принять более эффективные меры по защите людей от воздействия внешней среды сохранить их силы и здоровье по прибытия спасателей.
Решение оставаться на месте вынужденной посадки принимается в следующих случаях:
- когда сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы экипажем в воздухе либо после приземления;
- если место приземления точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, глубокий снег и т.п.);
- когда направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестны;
- если большая часть пассажиров и членов экипажа из-за полученных ранений самостоятельно передвигаться не могут;
- когда местность открытая.
Приняв решение оставаться на месте вынужденной посадки, командир воздушного судна (член экипажа) обязан:
- установить круглосуточное наблюдение за воздухом и окружающей местностью в целях своевременной подачи сигналов экипажам поисковых самолетов (вертолетов) и НПСК;
- организовать уход за ранеными и больными;
- взять на учет имеющиеся снаряжение и имущество, запасы воды и пищи и установить нормы их расходования;
- организовать сооружение укрытий для людей;
- организовать добычу пищи и воды, используя местные возможности (охоту, рыбную ловлю, сбор ягод, грибов, растений и т.п.);
- провести профилактические мероприятия, предупреждающие заболевания и отравления.
Решение об уходе с места вынужденной посадки может быть принято:
- если точно известно местонахождение населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья членов экипажа и пассажиров позволяет преодолеть это расстояние за светлое время суток;
- если члены экипажа, спускаясь на парашютах, обнаружили неподалеку просеку, дорогу, реку или жилье;
- в случае непосредственной угрозы жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.);
- когда воздушное судно и находящиеся на нем люди не могут быть обнаружены с воздуха из-за густой растительности, а средства сигнализации отсутствуют;
- если в течение трех суток нет связи и помощи.
Приняв решение об уходе с места вынужденной посадки, командир экипажа воздушного судна обязан:
- распределить обязанности;
- определить маршрут движения, при необходимости нанести его на карту, рассчитать время по этапам перехода;
- отобрать и подготовить имущество и снаряжение, которое необходимо взять с собой для обеспечения автономного существования в безлюдной местности;
- подготовить средства сигнализации и связи для немедленного их использования в пути при появлении поискового воздушного судна;
- подготовить пострадавших к транспортированию или к самостоятельному движению (изготовить носилки, костыли и т.д.);
- распределить между членами экипажа и пассажирами продовольствие и воду, установить их суточные нормы расхода;
- оставить на месте происшествия записку с указанием маршрута движения, времени ухода, состояния здоровья людей.
На месте происшествия обозначить направление движения (выложить стрелу, сделать зарубки на деревьях и т.п).
Для обозначения своего местонахождения кроме аварийных радиостанций и сигнальных средств, имеющихся в НАЗах и на борту воздушного судна, экипажем применяются и подручные материалы (парашютная ткань, чехлы, куски дерева, камни, зола, костры и т.п.).
Для обмена информацией между поисково-спасательным самолетом (вертолетом) и потерпевшими бедствие при отсутствии или выходе из строя аварийных радиостанций используются визуальные знаки, эволюции воздушного судна и сигнальные ракеты.
Действия при вынужденной посадке на воду или приводнении с парашютом
Решение о вынужденной посадке на воду или покидании воздушного судна с парашютами над водной поверхностью принимает командир экипажа с учетом следующих факторов:
- развития аварийной ситуации на борту воздушного судна и предполагаемого ее исхода;
- типа и оснащения воздушного судна;
- состояния водной поверхности и скорости ветра;
- специальной подготовки и экипировки членов экипажа воздушного судна.
Перед вынужденной посадкой командир экипажа воздушного судна подает следующие команды:
- «Приготовить для использования индивидуальные и групповые плавсредства, носимые и бортовые аварийные запасы, аварийные средства радиосвязи и другое необходимое оборудование и снаряжение!»;
- «Надеть каждому пассажиру и члену экипажа спасательный жилет (пояс), но не наполнять его внутри воздушного судна!»;
- «Пристегнуть привязные ремни!».
Командир экипажа указывает порядок открытия основных и запасных люков (выходов).
Члены экипажа обязаны действовать в соответствии с требованиями РЛЭ (инструкции экипажу).
Покидание воздушного судна, совершившего вынужденную посадку на воду, осуществляется по команде командира экипажа после окончания глиссирования.
При покидании воздушного судна на воде экипаж обязан:
- открыть двери и люки, опустить на воду групповые спасательные плавсредства;
- переправить, на плавсредства в первую очередь раненых, детей и пассажиров;
- погрузить на плавсредства запасы воды, продовольствия и снаряжения;
- проверить наличие всех членов экипажа и переправить их на плавсредства;
- отплыть на безопасное расстояние от воздушного судна (не менее 100 м);
- собрать плоты и лодки ближе друг к другу и связать их (по три плота, лодки) фалами длиной 12-15 м.
При нахождении на плавсредствах командир экипажа воздушного судна обязан:
- обеспечить оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
- привести в действие аварийные радиостанции и радиобуи, а также подготовить к использованию средства визуальной сигнализации;
- определить свое местонахождение и отметить на карте место погружения воздушного судна;
- учесть запасы питьевой воды и пищи и установить при необходимости суточную норму их расходования;
- организовать дежурство по наблюдению за морем, воздухом и плавсредствами;
- при появлении воздушных судов, кораблей и других морских судов принять меры к установлению с ними радиосвязи, обозначить себя, используя имеющиеся пиротехнические и светотехнические средства.
При покидании воздушного судна с парашютами на этапе спуска необходимо приготовить плавсредства к использованию, а в момент приводнения во избежание протаскивания освободиться от подвесной системы (купола со стропами) и забраться в лодку (плотик). Затем следует подобрать парашют, удалить из лодки (плотика) воду, закрепить все имеющиеся в лодке предметы и включить аварийную радиостанцию.
При появлении в районе бедствия воздушных судов, кораблей или других судов обозначить себя, используя пиротехнические и другие сигнальные средства, а также вещества для окраски воды и сигнальное зеркало.
После вынужденной посадки (приводнения на парашюте) в море членам экипажа для сохранения своей жизни и работоспособности, а также жизни пассажиров руководствоваться рекомендациями специальных памяток, находящихся в НАЗах.