Использование вертолетов при проведении геологоразведочными подразделениями поисково-спасательных работ. Часть 2
Источник: Библиотека экстремальных ситуаций
Справочно-методический сборник в 35 томах
Редактор и составитель Лучанский Григорий
Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.
Связь и сигнализация
Если во время вынужденной посадки не была установлена связь с аэропортом, то после принятия первоочередных мер (эвакуации пострадавших, спасательного фонда, НАЗа из вертолета, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и т.д.) следует попытаться это осуществить с помощью радиостанций летательного аппарата, носимых аварийных радиостанций, входящих в комплект НАЗа, или с помощью радиостанций, имеющихся у членов поисково-спасательного отряда. Естественно, что установление связи зависит от типа имеющихся и исправных радиостанций, отдаленности места вынужденной посадки от аэропорта, от месторасположения ближайшего спасательного отряда, от имеющейся антенны, количества и качества источников питания, рельефа местности и атмосферных условий, влияющих на слышимость. Вполне понятно, что если в исправности остались только радиостанции типа «Карат-2», а место посадки находится на расстоянии 100 - 150 и более километров от ближайшего спасательного отряда, то установление радиосвязи неосуществимо, так как дальность связи с использованием антенны «Наклонный луч» составляет, как правило, не более 30 - 50 км.
В случае установления связи в сообщении следует указать характер происшествия (вынужденная посадка, отказ двигателей, пожар на борту и т.д.), район приземления с указанием основных ориентиров, хорошо заметных с воздуха, наличие пострадавших, их состояние и ряд других данных, предусмотренных соответствующими наставлениями. Установление связи с любым абонентом (аэропортом, спасательным отрядом) гарантирует членам экипажа и поисково-спасательного отряда оказание им необходимой помощи (медицинской, доставки продуктов, теплой одежды и т.д.). Кроме того, установление связи конкретизирует дальнейшие действия как членов экипажа, так и поисково-спасательного отряда, оказавшихся в аварийной ситуации. Если попытка по установлению связи со спасательным отрядом окончилась безрезультатно, следует ее повторить в следующий сеанс связи согласно утвержденному расписанию. При работе на радиостанции того или иного типа, используемых в работе спасательных служб и отрядов, следует выбирать время наилучшего прохождения радиоволн, беречь энергию источников питания. Естественно, что все имеющиеся в спасательной службе и отрядах стационарные радиостанции в этот период круглосуточно прослушивают эфир.
В любом случае, установлена или не установлена радиосвязь с аэропортом или спасательным отрядом, у членов экипажа и поисково-спасательного отряда, а также участников маршрутной группы, у которых отсутствуют средства радиосвязи и оказавшихся в аварийной ситуации, где бы они не находились - в горах, в тайге, в пустыне, на воде или иной местности, должны быть всегда готовы средства сигнализации для подачи сигнала экипажу вертолета, ведущего поиск, что позволит ему быстрее обнаружить пострадавших и оказать возможную помощь. Подаваемые сигналы могут также оказать существенную помощь наземной поисковой группе, которая, передвигаясь на местности со сложным рельефом, может не заметить группу, попавшую в аварийную ситуацию, и пройти мимо. Поэтому необходимо членам экипажа, поисково-спасательного отряда, участникам группы подготовить к немедленному использованию все имеющиеся в их распоряжении средства сигнализации, в том числе и подручные средства связи.
Сигнализация как средство связи представляет собой систему устройств и приспособлений, а также условных знаков для подачи сигнала с целью привлечения внимания, извещения, передачи приказания, обеспечения двухсторонних переговоров, обозначения своего местонахождения. Возможна зрительная и звуковая сигнализация.
Сигналы могут передаваться с помощью световых ракет, цветных дымов, сигнальных фонарей, флагов, полотнищ, свистков, сирен, выстрелов и т.д. По функциональному назначению сигнализация подразделяется на предупредительную и аварийную.
Члены поисково-спасательного отряда и экипажа вертолета, участники группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие и требуется помощь, в качестве средств сигнализации, помогающих их обнаружить, могут использовать:
-ракеты (сигнальные и осветительные);
-сигнальные дымовые шашки;
-костры;
-сигнальное зеркало;
-сигнальные полотнища;
-сигналы, передаваемые движениями человеческого тела;
-подручные средства (палатка, рюкзаки, яркие предметы одежды и т.д.);
-специальное изменение окружающей местности, заставляющее обратить на себя внимание при проведении поисковых работ с воздуха.
Лицам, оказавшимся в аварийной ситуации, следует помнить, что одновременное или последовательное применение нескольких средств сигнализации позволяет при поисках с воздуха быстрее и точнее обнаружить потерпевших. Например, экипаж поискового вертолета, обнаружив дым от костра, приблизившись к нему, обнаруживает изменение окружающей местности, выложенные из подручных средств различные сигналы, натянутую в целях сигнализации между деревьями палатку из яркого материала, т.е. обнаруживает средства сигнализации, которые издали не были заметны.
Для надежной аварийной сигнализации членам поисково-спасательного отряда, участникам маршрутных групп, особенно совершающим маршруты в ненаселенной местности, необходимо знать приемы различных средств сигнализации.
Ракеты (сигнальные и осветительные)
Ракета сигнальная (осветительная) может применяться для подачи сигнала бедствия, для опознавания, нахождения цели, подачи различных команд и освещения местности на короткое время.
Сигнальные и осветительные ракеты по устройству одинаковы и различаются звездочкой, содержащей соответствующий по назначению пиротехнический состав. Ракета сигнальная состоит из картонной гильзы с металлическим дном, наполненной вышибным зарядом, звездочкой и пыжами (для уплотнения). Звездочка выстреливается из специального пистолета-ракетницы или запускается с руки с помощью имеющегося на дне патрона приспособления, горит 5-7 секунд и дает радиус освещения 100 м или сигнал различного цвета в зависимости от пиротехнического состава, видимый ночью на расстоянии до 7 км, днем - до 2 км.
Как правило, на открытой местности световые сигналы, особенно подаваемые в ночное время, хорошо видны с воздуха, если в это время стоит ясная погода. Следует учитывать при подаче светового сигнала тип окружающей местности. Так, например, на желтом песчаном фоне пустыни оранжевый дым сигнальной дымовой шашки будет виден на незначительном расстоянии - несколько сотен метров. В таежных районах для подачи сигнала необходимо подобрать место с разреженной растительностью (опушка леса, берег озера или реки) или возвышенное место (вершина холма, горы, сопки и т.д.)
Ракеты сигнальные или осветительные следует применять только в том случае, если слышен шум мотора вертолета или виден сам самолет. Если признаков вертолета или самолета в воздухе нет, то ракеты использовать нет смысла. В том случае, если летательный аппарат (вертолет или самолет) летит на значительном расстоянии от места нахождения пострадавших, можно попытаться дать серию ракет. Убедившись, что вертолет (самолет) направился к месту вашего расположения, с целью экономии ракет интервалы между выстрелами следует сделать более продолжительными. Днем, при ярком солнечном освещении, желательно применять дымовые ракеты, которые видны лучше, чем световые. В ночное время наоборот - лучше видны световые.
Костры как средство подачи сигнала должны быть подготовлены заранее, особенно в том случае, если группа, попавшая в аварийную ситуацию, в том числе и члены поисково-спасательного отряда, находится на одном месте. Желательно, если позволяет местность, подготовить несколько костров и иметь для них запас топлива. Для быстрого разжигания, по возможности, подготовить легковоспламеняющиеся материалы (бензин, керосин, спирт и т.д.).
Для усиления дыма при горении костра можно использовать тряпки, пришедшие в негодность, спальные мешки, одежду, предварительно смочив их в бензине или в масле (при аварии вертолета). Густой черный дым, хорошо заметный зимой или при общей светлой окраске окружающей местности, дает сжигание различных изделий из резины. В случае, если окружающая местность имеет темный фон, для получения белого дыма в костер следует подбрасывать свежую траву, зеленые ветки с листьями, мох.
При отсутствии древесного топлива (в полярных районах, в пустыне, в горах вне зоны растительности) для сигнального костра могут быть использованы, в случае вынужденной посадки, чехлы, деревянные и резиновые детали и другие материалы, не влияющие на работу и летные качества вертолета. Маршрутные группы, пользующиеся примусами, могут применять некоторые предметы из снаряжения, смочив их предварительно бензином. При проведении маршрута в зимний период с использованием лыжного снаряжения, в качестве топлива для сигнального костра можно использовать лыжи, в первую очередь непригодные. Что касается пригодных лыж, то их использование возможно только в том случае, если есть полная уверенность, что сигнал будет замечен с воздуха, и что группа в связи со сложившимися обстоятельствами продолжать движение не в состоянии.
В случае, если маршрутная группа, экипаж вертолета вместе с членами поисково-спасательного отряда оказались в аварийной ситуации и в связи со сложившимися условиями (наличие пострадавших, невозможность определения направления дальнейшего движения и т.д.) постоянно находятся на одном месте, имеется достаточное количество топлива, то для быстрого разжигания сигнальных костров при приближении поискового вертолета следует иметь один постоянно горящий костер. Естественно, что данный костер можно использовать для приготовления пищи, обогрева людей, сушки одежды и обуви.
Сигнальные костры, если позволяют местность, размеры площадки, следует размещать в виде определенной геометрической фигуры: треугольник, квадрат и т.д., расстояния между кострами в зависимости от размеров площадки, на которой они расположены, желательно 20 -30 м, тогда они лучше заметны с воздуха, особенно в вечернее и ночное время. Общее требование к кострам: в ночное время они должны давать больше пламени, днем - дыма. Цвет дыма выбирается в зависимости от окраски окружающей местности и от наличия имеющегося топлива.
Сигнальное зеркало
Сигнальное зеркало, как средство сигнализации, применяется только при солнечной погоде. Эффективность его использования довольно высокая. Так, при угле стояния солнца 130° яркость светового «зайчика» составляет 4 млн. свечей, а при угле 90° она возрастает до 7 млн. свечей. Вспышку «солнечного зайчика» можно обнаружить гораздо раньше, чем любой другой сигнал, подаваемый с поверхности земли в дневное время при солнечной погоде.
Сигнальное зеркало может быть как стеклянным, так и металлическим, желательно со сторонами 10 - 12 см, с небольшим отверстием в центре. Стеклянное зеркало должно быть двусторонним, а металлическое иметь хорошо отполированные поверхности пластины с обеих сторон. При появлении летательного аппарата (вертолета или самолета) необходимо встать против солнца и смотреть через отверстие на летящий самолет (вертолет), держа зеркало на небольшом расстоянии перед собой в полусогнутой руке. Член поисково-спасательного отряда или участник маршрутной группы будет видеть на поверхности зеркала отражение своего лица и световое пятно на нем от отверстия в зеркале. Для того чтобы отраженные от зеркала лучи солнца были направлены на вертолет или самолет, следует зеркало поворачивать или наклонять до тех пор, пока световое пятно не совместится с центральным отверстием. Яркая блестящая поверхность зеркала или металлической пластины при его покачивании дает прерывистые вспышки, на которые в воздухе легко обратить внимание экипажа летательного аппарата (рис. 13а).
В случае, если отсутствует двустороннее зеркало или металлическая пластина, можно использовать в целях сигнализации и обычное одностороннее зеркало без отверстия, пользуясь следующей процедурой: а) держа зеркало одной рукой близко у лица, расположить его так, чтобы отраженный луч был направлен примерно в нужном направлении, т.е. на летящий вертолет; б) вытянуть другую руку в направлении объекта визирования и «посадить» его на конец отведенного большого пальца; в) уточнить наклон зеркала, чтобы отведенный большой палец был освещен отраженным светом. Теперь отраженный луч направлен на летящий вертолет. Точность наведения луча по этому способу ниже, чем со специальным сигнальным зеркалом (рис. 136).
В случае, если нет зеркала, в качестве заменителя можно попытаться использовать блестящее донышко от консервной банки, кусок какой-либо металлической пластины, т.е. любые предметы, отражающие солнечные лучи.
Сигнальные полотнища
В целях подачи различных сигналов экипажу вертолета, а также членам поисково-спасательного отряда, находящимся на борту вертолета, могут быть использованы специальные сигнальные полотнища. Естественно, что члены экипажа, поисково-спасательного отряда, руководитель и участники маршрутной группы должны знать обозначения сигналов, подаваемых с помощью сигнального полотнища. С этой целью следует изготовить специальные таблицы, вручив их членам поисково-спасательного отряда, экипажа вертолета, руководителям маршрутных групп. Желательно, чтобы таблицы были выполнены в цветах, соответствующих цвету, полотнища с обеих сторон, а также в той комбинации, в которой оно будет уложено на поверхности земли (снежного покрова) для подачи соответствующего сигнала.
Сигнальные полотнища могут быть изготовлены самых разнообразных видов, форм, цветовой раскраски. Цвета применяемого материала подбираются с таким расчетом, чтобы в различное время года были хорошо заметны на цветовом фоне окружающей местности. Например, для зеленого фона следует использовать полотнища белого, желтого, оранжевого и красного цветов. В зимний период при наличии снежного покрова используются оранжевый, красный, синий, черный цвета, в зоне пустынь и полупустынь - красный и синий.
Для изготовления полотнища лучше всего использовать материалы типа каландра или болоньи, которые легки по весу, а в случае необходимости могут быть использованы для устройства навеса, для защиты от дождя, ветра и т.д. Для изготовления сигнального полотнища берут два куска материала различного цвета со сторонами 3x3, 4x4, 5x5 метров и сшивают их вместе. Естественно, чем больше размер сигнального полотнища, тем легче и с более дальнего расстояния и с большей высоты его можно заметить. Размеры и форма сигнальных полотнищ могут быть и другими, например, в виде прямоугольника.
Сигнальные таблицы, в зависимости от возможных аварийных ситуаций, могут быть разработаны в нескольких вариантах. Один вариант носит постоянный характер, а другой временный - на период проведения какой-либо поисково-спасательной акции в сложившихся на данный период специфических условиях.
Сигнальные таблицы, как правило, применяются для связи наземного поисково-спасательного отряда с экипажем вертолета и спасателями, ведущими поиск пропавшей маршрутной группы с воздуха. Также для связи экипажа вертолета и членов поисково-спасательного отряда, совершивших вынужденную посадку, с экипажами вертолета или самолета, ведущими поиск их с воздуха, Таблицы необходимы для связи маршрутной группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие, с членами поисково-спасательного отряда, находящимися на борту вертолета, ведущего поиск данной группы.
Позиция на рисунке
|
Значение сигнала
|
Положение полотнища
|
1
|
Находимся на месте, двигаться не можем, есть пострадавшие, нужен врач
|
Полностью развернуто, синим цветом кверху
|
2
|
Нужны продукты и вода
|
Полностью развернуто, красным цветом кверху
|
3
|
Покажите наиболее легкий и безопасный путь
|
Сложено вдвое, синим цветом кверху движения
|
4
|
Идем в этом направлении
|
Сложено в виде открытого почтового конверта, синим цветом кверху, оставшийся угол полотнища указывает направление движения
|
5
|
Здесь можно совершить
посадку
|
Сложено по диагонали, синим цветом кверху
|
6
|
Здесь садиться нельзя,
опасно
|
Сложено по диагонали, красным цветом кверху
|
7
|
Вас не понял, повторите
|
Два противоположных сигнал угла полотнища завернуты вовнутрь, си ним цветом кверху
|
8
|
Вас понял, выполняю
|
Два противоположных угла полот нища завернуты вовнутрь, красным цветом кверху
|
9
|
Требуется карта и компас
|
Сложено вдвое, красным цветом кверху
|
10
|
Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и др.)
|
Сложено в виде открытого почтового конверта, красным цветом кверху
|
11
|
Нужны медикаменты
|
Один из углов полотнища красного цвета загнут кверху к центру, общий фон синего цвета
|
12
|
Нужна радиостанция с комплектом питания
|
Аналогичная фигура, загнут угол синего цвета, общий фон красного цвета
|
Рис.14
Составляя сигнальную таблицу, следует свести к минимуму количество сигналов, подаваемых с помощью сигнальных полотнищ, так как большое количество сигналов, в случае отсутствия или потери сигнальной таблицы, можно не запомнить на память или перепутать. Кроме того, сходные по виду сигналы при рассмотрении с воздуха, особенно при плохой видимости, можно также перепутать.
Возможные варианты сигналов, подаваемых при помощи сигнального полотнища, могут быть следующие (табл. 2 и рис. 14, на котором синий цвет обозначен горизонтальной штриховкой, а красный - вертикальной).
Сигналы, передаваемые движениями человеческого тела
Для установления визуальной связи с экипажем или членами спасательного отряда поискового вертолета могут быть применены сигналы, передаваемые движениями человеческого тела, т.е. различными положениями его фигуры и конечностей, которые легко различимы с вертолета.
Член спасательного отряда или маршрутной группы, подающий сигнал, должен выбрать по возможности открытую, хорошо освещенную площадку.
Сигналы поисковому вертолету должен подавать один человек. Желательно, чтобы его одежда была яркой и контрастной по отношению к окружающей местности. Если палатка имеет яркую, контрастную окраску по отношению к окружающей среде, то для подачи сигнала необходимо расстелить ее на поверхности земли. Сигнальщик, встав в центре палатки, подает сигналы поисковому вертолету (один из возможных вариантов набора сигналов, передаваемых движениями человеческого тела и их значение приводится в табл. 3 и на рис. 15).
Позиция на рисунке
|
Значение сигнала
|
Способ выполнения
|
1
|
Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач
|
Лежащая фигура человека лицом кверху
|
2
|
Нужны продукты и вода
|
Сидящая на корточках фигура человека
|
3
|
Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения
|
Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперед руками на уровне плеч
|
4
|
Идем в этом направлении
|
Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперед на уровне плеч в направлении движения
|
5
|
Здесь можно совершить посадку
|
Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх и разведены несколько в стороны
|
6
|
Здесь садиться нельзя, опасно
|
Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята кверху и несколько отведена в сторону, другая рука опущена вниз вдоль туловища и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N-нет
|
7
|
Вас не понял, повторите сигнал
|
Стоящая в полный рост фигура человека, руки подняты кверху и ело жены крестообразно
|
8
|
Вас понял, выполняю
|
Стоящая в полный рост фигура человека, правая рука на уровне плеча вытянута в сторону, левая опущена вниз вдоль туловища
|
9
|
Требуется карта и компас
|
Стоящая в полный рост фигура человека, руки вдоль туловища опущены вниз
|
10
|
Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д.)
|
Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки на уровне плеч вытянуты в стороны
|
11
|
Нужны медикаменты
|
Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперед
|
12
|
Нужна радиостанция, питание к ней
|
Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и ело жены крестообразно впереди туловища
|
Рис.14
Рис.15
Подручные средства
Терпящие бедствие, будь то участники маршрутной группы или члены спасательного отряда, для обозначения своего местонахождения могут использовать подручные средства, имеющиеся в их распоряжении.
Яркие предметы одежды, снаряжение (палатки, накидки, тенты, рюкзаки и др.) можно в виде флагов развесить на деревьях, шестах и, желательно, на более возвышенном месте по отношению к окружающей местности. Можно использовать в целях сигнализации палатку яркой расцветки, натянув ее над рекой или ручьем (рис.16). В случае вынужденной посадки вертолета в таежной зоне необходимо обрубить ветви деревьев или даже срубить отдельные деревья, если они закрывают вертолет и не позволяют разглядеть его с воздуха. Зимой, если посадка произведена во время сильного снегопада, следует смести снег с кабины вертолета, тем самым, сделав его заметнее с воздуха. Те же действия следует, по возможности, произвести при установке палатки.
В целях сигнализации можно использовать и окружающую местность, внеся в нее изменения, хорошо заметные с воздуха. В этих целях можно вырубить кустарник в виде круга, квадрата или иных геометрических фигур, вытоптать ногами или лыжами аналогичные или другие фигуры на снегу. Желательно, если позволяет местность, размеры знаков или фигур довести до 30 - 50 м по сторонам или диаметру, чтобы их легче можно было заметить с воздуха. В случае, если имеется водоем со стоячей водой, поверхность воды можно окрасить специальным порошком, образовавшееся пятно от которого бывает хорошо заметно с воздуха и, как правило, привлекает внимание не только поисковых вертолетов, но и случайно пролетающих в данном районе экипажей летательных аппаратов.
Рис.16
В качестве средства сигнализации можно использовать изготовленный плот, закрепить его на поверхности водоема с помощью якорей и разжечь на нем костер при появлении вертолета.
Можно использовать валуны, складывая из них различные фигуры, которые могли бы привлечь внимание поискового вертолета, деревья, соорудив из них какие-либо геометрические фигуры.
В ночное время для сигнализации пригодны обычные фонари. Сигналы с помощью электрофонаря более заметны, если они подаются включением и выключением.
Кроме упомянутых средств сигнализации, работники всех полевых подразделений, маршруты которых проходят в труднодоступных районах вдали от населенных пунктов, должны знать кодовую таблицу международных визуальных сигналов «Земля Воздух». Эти сигналы подаются экипажу любого летательного аппарата в случае какого-либо чрезвычайного происшествия в маршрутной группе (рис. 17), или ином подразделении, осуществляющем работы в полевых условиях.
Сигналы международной кодовой таблицы можно выложить из ярких предметов одежды и снаряжения, а при внезапном появлении вертолета или самолета сигнал могут изобразить сами работники, для чего следует лечь на поверхность земли или снежного покрова. В зимний период, если позволяет снежный покров, знаки можно вытоптать на открытой и относительно ровной местности. Для того, чтобы знаки были более заметны с воздуха, их можно (при наличии в спасфонде или при подземных исследовательских работах) окрасить с помощью порошка флюоресцеина или уранина.
Сигнал можно также выложить, использовав для этих целей лыжи и лыжные палки, стволы деревьев и другой подручный материал.
Если группе, обнаруженной поисковым вертолетом, сброшен вымпел с вопросами, то отвечать в первую очередь следует на поставленные вопросы. Например. С вертолета сброшен вымпел со следующими вопросами: Являетесь ли вы группой геологоразведочного отряда (следует наименование), руководитель Донской? Если являетесь, то ответ необходимо выложить в виде знака под № 16, что означает «Да». Вполне естественно будет задан вопрос о необходимости какой -либо помощи. В случае надобности медицинской помощи, если даже и не являетесь вышеуказанной группой, следует выложить один из знаков №№ 1, 2, 3 или последовательно все три в зависимости от сложившейся ситуации.
Рис. 17. Международная кодовая таблица воздушных сигналов «Земля - Воздух»:
1 - «Нужен врач - серьезные телесные повреждения»; 2 - «Нужны медикаменты»; 3 - «Не способны двигаться»; 4 - «Нужны пища и вода»; 5 - «Требуются оружие и боеприпасы»; 6 - «Требуются карта и компас»; 7 - «Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанция»; 8 - «Укажите направление следования»; 9 - «Я двигаюсь в этом направлении»; 10 - «Попытаемся взлететь»; 11 - «Судно серьезно повреждено»; 12 - «Здесь можно безопасно совершить посадку»; 13 -»Требуются топливо и масло»; 14 - «Все в порядке»; 15 - «Нет или отрицательно»; 16 - «Да или положительно»; 17 - «Не понял»; 18 - «Требуется механик»; 19 - «Операции закончены»; 20 - «Ничего не обнаружено, продолжаем поиски»; 21 - «Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении»; 22 - «Мы нашли всех людей»; 23 - «Мы нашли только несколько человек»; 24 - «Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу»; 25 - «Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении».
Сигнализация с воды
Подразделения, ведущие работы на водной акватории или использующие ее как транспортную артерию, в силу различных причин могут оказаться в чрезвычайной ситуации, для ликвидации последствий которой потребуется помощь извне. Для подачи сигнала бедствия могут быть использованы:
- радиостанция;
- радиобуй для подачи сигнала через систему КОСПАС - САРСАТ;
- сигнальное зеркало (в солнечную погоду и при появлении летательного аппарата);
-ракеты, сигнальные патроны;
-специальный порошок (флюоресцеин или уранин) для окрашивания воды;
электрофонари в ночное время и импровизированный факел из подручных средств.
При наличии радиостанции в эфир следует выходить только в установленное время работы (сеансы связи). В том случае, если радиостанции спасательных служб на прием работают круглосуточно, то выходить в эфир можно в любое время суток. При работе на радиостанции ее следует оберегать от воды и экономить источники питания.
Порошок для окрашивания воды, сигнальное зеркало, ракеты, сигнальные патроны, электрофонари, факел - все это используется только в случае появления вертолета или самолета. Следует помнить, что цветовое пятно, образующееся от порошка, при наличии волнения или довольно сильных поверхностных течениях быстро исчезает.
Сигналы, подаваемые с помощью электрофонаря, более заметны, если подаются включением и выключением. При отсутствии электрофонаря или отказе источников питания (батареек) сигнал при появлении вертолета можно подать с помощью факела, предварительно его приготовив из рубашки, майки и других предметов одежды или снаряжения. Наготове следует держать необходимое количество горючего, отлитого из примуса или запасной канистры, если таковая имеется. При отсутствии металлических стоек для палатки можно для изготовления факела использовать весло. В случае потери весел можно использовать предметы посуды (котелок, миску и др.), положив в них тряпки, смоченные горючим, которые следует поджечь в момент появления вертолета, соблюдая, естественно, все меры предосторожности, чтобы не получить ожог какой-либо части тела.
Что касается производства работ, связанных с бурением с поверхности воды или бурения скважин со льда, то возможностей подать сигнал с помощью различных подручных средств гораздо больше, чем у работников маршрутной группы, сплавлявшейся на реке или осуществлявших переправу через озеро и другие, значительные по площади водные акватории.
Работники подразделений, осуществляющие бурение скважин со льда должны знать расчетную толщину льда для посадки вертолета в районе площадки или в другом возможном для посадки месте. Следует также подобрать место для разведения костров с целью подачи сигналов вертолету, если в этом есть необходимость.
Рекомендации по применению вертолета МИ-8 при поисково-спасательных работах
Спасательные службы для поисковых, спасательных работ в основном применяют вертолеты МИ-8 различных модификаций, имеющиеся, как правило, в большинстве авиаотрядов и которые, естественно, имеют определенные эксплуатационные ограничения по выполнению различных видов работ, полетов, предъявляемых требований к размерам постоянных (временных) вертодромов, посадочных площадок, воздушных подходов к ним и ряд других ограничений.
Спасателям, а также работникам маршрутных групп в целях правильного и обоснованного применения вертолета МИ-8 при поисковых и спасательных работах необходимо знать основные положения руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) вертолета МИ-8. Это позволяет в создавшейся аварийной ситуации принять грамотное решение. Остаться на месте, так как размеры имеющейся посадочной площадки и высота ее месторасположения позволяют совершить посадку и принять на борт пострадавшего. Или, наоборот, отсутствие необходимых параметров предполагает транспортировку пострадавшего своими силами или силами членов спасотряда до определенного места, особенно до высоты, где возможна посадка вертолета МИ-8. И где возможно принять на борт не только пострадавшего, но и других участников группы, если в этом имеется необходимость.
Применяемый в настоящее время вертолет МИ-8 допущен к эксплуатации в гражданской авиации в транспортном и пассажирском вариантах для выполнения следующих видов работ:
- перевозка людей, багажа и грузов внутри фюзеляжа;
- перевозки грузов на внешней подвеске;
- троительно-монтажных работ;
- полетов для выполнения работ по борьбе с лесными пожарами;
- полетов на площадки, расположенные на плавучих буровых установках;
- полетов для отстрела диких животных;
- съемочных полетов;
- десантирования грузов без посадки вертолета.
Общие эксплутационные ограничения
Вертолет МИ-8 допущен к выполнению полетов по правилам визуальных полетов (ПВП) и особым правилам визуальных полетов (ОПВП):
днем:
транспортных;
по применению авиации в народном хозяйстве;
учебных;
тренировочных;
испытательных;
исследовательских;
перегонных;
по оказанию срочной медицинской помощи населению;
на аварийно-спасательных работах, ночью:
учебных;
тренировочных;
испытательных;
исследовательских;
по оказанию срочной медицинской помощи населению;
на аварийно-спасательных работах.
Вертолет МИ-8 допущен к выполнению полетов по правилам полетов по приборам (ППП):
днем:
учебных;
тренировочных;
испытательных;
исследовательских;
по оказанию срочной медицинской помощи населению;
на аварийно-спасательных работах, ночью:
учебных;
тренировочных;
испытательных;
- исследовательских.
Все виды полетов разрешается выполнять в диапазоне температур наружного воздуха от -50° до +40°С.
При выполнении полетов устанавливаются следующие минимумы для взлета и посадки (высота принятия решения и дальность видимости):
- для полетов по ПВП (ОПВП), полеты транспортные и по ПАНХ
- 150 м х 2000 м;
- срочные полеты для оказания медицинской помощи и на аварийно - спасательные работы - 100 м х 1000 м;
- полеты над водными пространствами - 200 м х 2000 м;
- полеты с внешней подвеской - 200 м х 2000 м.
Максимальная взлетная (посадочная) масса вертолета в транспортном и пассажирском вариантах - 12000 кг.
Максимально допустимая взлетная (посадочная) масса вертолета в зависимости от условий взлета (посадки) определяется в соответствии с рекомендациями РЛЭ.
Максимальная масса груза, перевозимого внутри грузовой кабины, - 4000 кг, на внешней подвеске: шарнирно-маятниковой - 2500 кг, тросовой - 3000 кг.
Максимальное количество людей, перевозимых на вертолете: в пассажирском варианте - 28 человек; в транспортном варианте - 24 человека.
Предельный ветер
Раскрутку и остановку несущего винта (запуск и выключение двигателей), а также руление, висение, взлет и посадку вертолета разрешается производить при следующих направлениях и скорости ветра.
Максимальная скорость ветра при висении, взлете, посадке и подлетах, м/сек
|
Направление ветра
|
Максимальная скорость ветра при раскрутке, остановке несущего винта и рулении, м/сек
|
25
10
5
5
|
Спереди
Слева
Справа
Сзади
|
25
15
10
8
|
Скорости и высоты
Набор высоты, горизонтальный полет, снижение с работающими двигателями и снижение на режиме самовращения несущего винта разрешается выполнять в зависимости от полетной массы в следующем диапазоне скоростей по прибору, км/час:
Высота полета, м
|
Полетная масса, кг
|
V max
|
V min
|
40 - 1500
|
Не более 11100
|
250
|
60
|
|
более 11100
|
230
|
|
1500 - 2500
|
Не более 11 100
|
215
|
60
|
|
более 11100
|
195
|
|
2500 - 3500
|
Не бол ее 11 100
|
185
|
60
|
|
более 11 100
|
155
|
|
3500 - 4000
|
Не более 11 100
|
150
|
80
|
|
более 11100
|
120
|
|
4000 - 4500
|
Не бол ее 11 100
|
150
|
80
|
4500 - 5000
|
Не более 10000
|
135
|
80
|
5000 - 5500
|
Не более 9500
|
135
|
80
|
5500 - 6000
|
Не более 9000
|
120
|
80
|
Максимальная высота полета 6000 м. Разрешается выполнять полеты в равнинной, холмистой и горной местностях со взлетами и посадками на вертодромах и площадках, расположенных на высотах до 4500 м.
В условиях обследования при температуре наружного воздуха ниже 12°С полеты запрещаются.
Размеры элементов постоянных (временных) вертодромов, посадочных площадок и воздушных подходов к ним
Максимальные размеры посадочных площадок для взлетов и посадок:
- с разбегом (пробегом) и по-вертолетному с использованием влияния «воздушной подушки» - 120 х 30 м;
- по-вертолетному без использования влияния «воздушной подушки» - 50 х 30 м;
- минимальные размеры взлетно-посадочной полосы рабочей площади для взлета и посадок с разбегом (пробегом) -110 х 20 м;
- минимальные размеры рабочей площади посадочных площадок для взлетов и посадок по-вертолетному - 10 х 10 м.
Уклон посадочной площадки не должен быть более 5° - продольный и 3» - поперечный.
Размеры площадок, подобранных с воздуха, и их уклоны должны соответствовать вышеуказанным требованиям.
Расчет полета
Получение исходных материалов для расчета:
- определение максимально допустимой массы для взлета и посадки;
- определение количества заправляемого топлива;
- определение дальности и продолжительности полета;
- скорость и направление ветра на взлете и по маршруту полета;
- фактическая температура наружного воздуха, атмосферное давление, направление и скорость ветра на аэродроме взлета, прогнозируемые метеоусловия на аэродромах назначения и запасных.
Барометрическая высота расположения площадки, ее размеры, температура и влажность наружного воздуха, скорость и направление ветра у земли относительно направления взлета (посадки) вертолета оказывают влияние на величину максимально допустимой массы вертолета. Чем больше барометрическая высота расположения площадки, чем меньше ее размеры и круче воздушные подходы к ней, чем выше температура наружного воздуха и влажность и меньше скорость встречного ветра, тем меньше должна быть взлетная (посадочная) масса вертолета. Так, при повышении температуры наружного воздуха от 0 до +10°С уменьшается грузоподъемность вертолета примерно на 170 кг (при расположении площадки на высоте не более 1200 м).
При увеличении высоты расположения площадки от 1000 до 2000 м при постоянной температуре наружного воздуха -20ºС уменьшается грузоподъемность вертолета примерно на 1370 кг.
При увеличении скорости ветра от 5 до 10 м/сек грузоподъемность вертолета увеличивается в среднем на 800 кг.
Загрузка вертолета в транспортном варианте
На вертолете в транспортном варианте разрешается в грузовой кабине перевозка техники, грузов и служебных пассажиров, т.е. спасателей и спасенных людей.
Загрузка вертолета производится через грузовой люк по трапам, а
также через переднюю дверь, расположенную на левом борту вертолета.
Перевозимую технику (УАЗ-469Б, мотонарты) и крупногабаритные грузы необходимо крепить к швартовочным кольцам на полу грузовой кабины с помощью швартовочных тросов.
Все грузы, размещаемые на вертолете, необходимо крепить так, чтобы исключалась возможность их перемещения в полете. Мелкие грузы необходимо увязывать между собой или загружать в специальные ящики и крепить их к полу с помощью швартовочных сеток и швартовочных тросов.
Разрешается перемещение по кабине одному члену экипажа и одному служебному пассажиру (старшему группы).
На вертолете в пассажирском варианте допускается перевозка 28 пассажиров и 420 кг багажа. Посадка через входную дверь на левом борту.
В том и в другом случае пассажиры (спасатели и участники маршрутной группы) начальником спасательного отряда или бортмехаником должны быть проинструктированы о правилах поведения в полете и аварийного покидания вертолета.
Виды взлета
На вертолете возможны следующие виды взлета:
-вертикальный взлет, т.е. вертикальный набор высоты без поступательной скорости;
-взлет по-вертикальному без использования влияния «воздушной подушки», т.е. вертикальный набор высоты, превышающей не менее чем на 10 м высоту препятствий, и разгон до необходимой поступательной скорости вне зоны влияния «воздушной подушки»;
-взлет по-вертикальному с использованием влияния «воздушной подушки», т.е. вертикальный набор высоты, разгон до необходимой поступательной скорости в зоне влияния «воздушной подушки» на высоте не менее 1,0 - 1,5 м от земли до колес шасси;
-взлет с коротким разбегом, т.е. разбег (разгон) вертолета по взлетно-посадочной полосе до скорости, не превышающей 30 - 40 км/ час, отделение вертолета от земли и дальнейший разгон с одновременным набором высоты. В каждом конкретном случае способ взлета может определяться размером, состоянием площадки и углами зон воздушных подходов к ней, а также метеоусловиями на месте взлета.
Особенности полетов по десантированию грузов без посадки вертолета
Вертолет МИ-8 может быть использован для десантирования грузов без его посадки при поисково-спасательных работах, осуществляемого через входную дверь, грузовой люк при снятых створках и с внешней подвески. Десантирование (сброс) грузов может производиться без парашютов, а также с парашютами.
Максимальная масса груза, сбрасываемого через грузовой люк, не должна превышать 500 кг. Если грузов, предназначенных для сброса, несколько, то при подготовке к полету должна быть определена очередность сбросов. Для сброса грузов через грузовой люк целесообразно размещать их как можно ближе к обрезу пола, обеспечив при этом надежную и одновременно быстросъемную швартовку.
Естественно, что в первую очередь сбрасываются те грузы, которые жизненно необходимы. Например. Группа из-за непогоды вынуждена была в течение значительного времени отсиживаться на месте. Иссяк запас продуктов и топлива. Имеются больные. Вне всякого сомнения, в первую очередь сбрасываются продукты, медикаменты, топливо. Во вторую очередь - теплые вещи и другое необходимое снаряжение и оборудование (носилки для транспортировки пострадавшего или заболевшего, веревки, лыжи и т.д.).
Электролебедка ЛПГ-2
Электролебедка ЛПГ-2 предназначена для подъема в грузовую кабину и спускания на землю мелких грузов с помощью бортовой стрелы, а также для работы с тросовой внешней подвеской.
Длина выпускаемого троса электролебедки 40 м, диаметр - 3 мм. Максимально допустимая масса груза (прямое усилие на тросе лебедки ЛПГ-2) не должна превышать 150 кг.
Спуск (подъем) человека с помощью бортовой стрелы разрешается только в исключительных случаях при поисково-спасательных работах.
На вертолетах, оборудованных электролебедкой ЛПГ-150М, разрешается спуск (подъем) людей, в том числе служебных пассажиров (спасателей и пострадавших), в случае, если подстилающая поверхность не пригодна для безопасной посадки вертолета, при этом необходимо использовать сиденье (люльку).
Подъем и спуск человека (груза) с борта вертолета с помощью бортовой стрелы производится бортмехаником по команде командира вертолета только в режиме висения. Он должен надеть страховочный пояс, открыть входную дверь и подготовиться к работе с бортовой стрелой.
Для подъема груза следует выпустить трос электролебедки до касания земли тросиком заземления для исключения воздействия статического электричества.
Только после касания земли тросиком заземления член поисково-спасательного отряда должен подсоединить к крюку подвесную систему поднимаемого груза (носилок с пострадавшим).
Бортмеханик, убедившись в том, что подвесная система поднимаемого груза присоединена к крюку троса, докладывает командиру вертолета о готовности к подъему и по его команде производит спуск. После касания грузом земли член спасательного отряда должен отсоединить подвесную систему груза.
Для ускорения подъема или спуска груза, облегчения действий бортмеханика необходимую помощь оказывает член поисково-спасательного отряда, специально натренированный.
Кроме того, возможен спуск спасателей с помощью спускового устройства, предназначенного для высадки десантников - пожарных.
К указанному спуску допускаются члены поисково-спасательного отряда, прошедшие специальную подготовку на авиабазах по программе Центральной базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства РФ.
Помимо электролебедки, вертолеты МИ-8, как уже указывалось, оборудованы системами внешней подвески для транспортировки различных грузов.
Шарнирно-маятниковая внешняя подвеска состоит из шарнирно-маятникового механизма, грузового замка, переходных удлинителей, грузовых стропов с карабинами, троса для уборки и выпуска подвески вручную.
Тросовая внешняя подвеска состоит их четырех тросов-стропов, шарнирного узла, весоизмерительного устройства, грузового электрозамка, удлинительного троса с грузовыми стропами.
Полеты с грузом на внешней подвеске
Для осуществления маневра на подцепку (отцепку) груза и дальнейшей его транспортировки необходимо подготовить для этих целей площадку: удалить мелкие незакрепленные предметы, мусор; пыльную площадку, если есть возможность, полить водой; свежевыпавший снег укатать или утоптать. Если площадки не могут быть заранее подготовлены перед началом подцепки (отцепки) грузов, то командир вертолета, зависнув над площадкой, раздувает пыль или снег струей воздуха от несущего винта. Поэтому спасатели, участники группы, а тем более пострадавший или пострадавшие должны укрыться от поднятых потоков пыли или снега. Маневр на подцепку (отцепку) груза выполняется лишь после того, как площадка будет хорошо просматриваться с висения.
Начальник спасательного отряда совместно с бортмехаником обязаны рассчитать длину тросов внешней подвески исходя из конкретных условий мест подцепки (отцепки) грузов в соответствии с конфигурацией, массой и длиной грузов. Например. Необходимо произвести подцепку носилок с пострадавшим, которые находятся на небольшой поляне, высота окружающих деревьев около 10 - 15 метров. Естественно, длина тросов должна быть больше указанной высоты деревьев.
Транспортировка носилок, а также любого груза в горизонтальном положении вызывает интенсивную его раскачку в полете по сравнению с транспортировкой в вертикальном положении. Для уменьшения раскачки носилок их транспортировка должна осуществляться ориентировочно на скорости 70 - 80 км/час (указанная скорость транспортировки носилок на внешней подвеске определена во время совместных тренировочных полетов Сочинского авиаотряда и спасательного отряда г. Сочи).
В зависимости от условий подцепка груза на внешнюю подвеску вертолета может осуществляться двумя способами:
- подцепка после посадки вертолета на площадку вблизи груза;
- подцепка с режима висения (применяется в тех случаях, когда посадка вертолета на площадку вблизи груза не обеспечена). При транспортировке носилок с пострадавшим необходимо с воздуха произвести подбор площадки, удовлетворяющей предъявляемым требованиям для посадки вертолета, произвести посадку, носилки с пострадавшим поместить в грузовую кабину и продолжить полет до аэродрома назначения или ближайшего медицинского учреждения, где имеется посадочная площадка. Доставка пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение осуществляется только в том случае, когда его состояние требует оказания срочной медицинской помощи в стационарных условиях.
При перевозке груза на внешней подвеске расстояние от вертолета до груза должно быть не менее 4 м.
Спасатели и участники маршрутных групп или других подразделений, в которых имеются пострадавшие, должны знать, что висение вертолета на пыльных и заснеженных площадках выполняется против ветра. В связи с тем, что длительное висение над указанными площадками не рекомендуется, все операции по подцепке носилок или иного груза следует производить как можно оперативнее.
Спасатели, осуществляющие необходимые операции на земле, бортмеханик должны надеть очки, предохраняющие глаза от пыли и снега. Член поисково-спасательного отряда, помогающий на борту вертолета бортмеханику, должен быть обязательно застрахован за шпангоут или одно из крепежных колец пола грузовой кабины. Страховка необходима для исключения непреднамеренного переступания через обрез входной двери или люка.
Спасатели также должны знать различные команды, подаваемые при осуществлении операции по подъему груза. Например: «Вперед два метра», «Груз подцеплен» и т.д.
Руководитель поисково-спасательных работ и бортмеханик должны проверить знание спасателями «Инструкции для наземной бригады, обеспечивающей подготовку грузов для транспортировке их на внешней подвеске».
Необходимо перед началом маневра по подцепке еще раз всех предупредить о том, что во избежание поражения статическим электричеством нельзя браться за тросы, закрепленные в замке вертолета, и приступать к работе по подцепке тросов к грузу до тех пор, пока подвесная система внешней подвески или трос заземления не коснется земли. Запрещается также подправлять карабины «Паука» и тросы подвески в период натяжения тросов.
Крейсерские режимы полета
Высота полета, м
|
Полетная масса, кг
|
Скорость полета по прибору, км/час
|
500
|
12000
|
205
|
500
|
11100
|
220
|
4000
|
11000
|
145
|
4000
|
9500
|
145
|
5000
|
9500
|
135
|
5000
|
9000
|
135
|
6000
|
9000
|
120
|
Вертикальное снижение разрешается производить:
на высоте от 10 м до поверхности земли во всех случаях; на высоте от 200 до 10 м только в случае невозможности снижения из-за препятствий или при специальном применении вертолета.
Особенности полетов в горах
Спасатели и работники геологоразведочных подразделений должны знать, что полеты в горах, как правило, происходят в условиях повышенной турбулентности воздуха. Особую сложность представляют полеты летом в горах с крутыми склонами, острыми гребнями, крутыми обрывами, резкими выступами скал, так как из-за неравномерного прогрева горных склонов образуются сильных восходящие и нисходящие потоки, которые на солнечной стороне движутся вверх, а по теневой - вниз. Попадая в эти потоки, вертолет подвергается частым броскам вверх и вниз. В этих условиях ухудшается управляемость вертолета, и его конструкции испытывают повышенные нагрузки. В дневное время суток происходит образование мощных кучевых облаков, к которым не рекомендуется приближаться во время полета. Поэтому наиболее благоприятное время для полетов в горах - утренние и вечерние часы, что, естественно, должно учитываться при организации поисково-спасательных работ. Следует также знать, что в горной местности внеаэродромные полеты в облаках, а также продолжительные полеты в сильную и штормовую болтанку, при которой наблюдаются вертикальные броски более 30 - 50 м, резкие колебания горизонтальной скорости (более 30 км/час) и значительные приращения перегрузок, запрещается.
Действия членов спасательного отряда и экипажа при аварийной посадке на сушу
При возникновении на вертолете МИ-8 аварийной обстановки, угрожающей жизни членов спасательного отряда и экипажа вертолета, находящиеся на борту лица действуют в соответствии с инструктажем, проведенным на семинарских занятиях или непосредственно перед полетом. Помимо общих требований, которые предъявляются ко всем лицам, находящимся на борту вертолета при создании аварийной ситуации, необходимо знать особенности вертолета, на котором совершается полет, в частности, порядок открытия дверей, аварийных люков. Так, на вертолете МИ-8 для открывания входной двери следует повернуть ручку влево и вытолкнуть дверь наружу; у аварийных люков выдернуть ручку на себя и вытолкнуть люк также наружу. На вертолете МИ-8 в пассажирском варианте дверь, как правило, по указанию командира вертолета открывается бортмехаником, а аварийные люки - бортпроводником.
На вертолете в транспортном варианте люк (дверь) в правой грузовой створке должен открываться начальником спасательного отряда или одним из членов спасотряда. Если дверь и аварийные люки по каким-то причинам не были своевременно открыты, а при посадке произошло их заклинивание, то, по приказанию командира вертолета, для эвакуации членов спасательного отряда и экипажа вертолета прорубается выход в обшивке фюзеляжа топориком, имеющимся на борту. Для ускорения вырубки выхода необходимо применять топоры, имеющиеся у спасателей, что позволит в короткий срок не только покинуть борт вертолета, но и вынести имеющиеся на борту НАЗ, снаряжение, оборудование, инвентарь, продукты питания и другое необходимое имущество, взятое спасателями или работниками маршрутной группы, эвакуация которых вместе с пострадавшим производилась с помощью вертолета. Вполне понятно, что подходы к входной двери и аварийным люкам должны быть всегда свободными и не загромождаться багажом. Это правило распространяется на все марки вертолетов. Загромождение подходов к входной двери и аварийным люкам багажом особо чревато нежелательными последствиями при возникновении на борту вертолета пожара.
Действия членов спасательного отряда и экипажа при аварийной посадке на воду
Во время полета вертолета над водным пространством при поисках пропавших работников маршрутной группы на борту вертолета должны быть спасательные жилеты по числу спасателей и членов экипажа, спасательные плоты или другие плавсредства из расчета имеющегося на борту количества человек, а кроме того, аварийный запас продовольствия, воды (при полетах над водными пространствами с соленой водой), средства связи, снаряжение и оборудование, необходимое для автономного плавания или нахождения на суше, в том числе и на островах.
При аварийной посадке на воду проводятся аналогичные действия, что и при посадке на сушу, только сначала выбрасываются спассредства, а потом покидается вертолет. Экипаж вертолета в соответствии с действующими наставлениями передает координаты приводнения и включает сигнал «Бедствие». Члены спасательного отряда или работники маршрутной группы, а также иных подразделений должны быть информированы об имеющихся на борту спасательных средствах и правилах пользования ими, а также ознакомлены с аварийными выходами и правилами их открывания.
Заключение
Методические рекомендации по применению вертолета при поисково-спасательных работах предназначены не только штатным работникам и общественным членам спасательных служб и отрядов, но и участникам маршрутных групп, совершающих, как правило, свои маршруты вдали от населенных пунктов, в условиях сложного рельефа.
Спасательная служба при возникновении чрезвычайного происшествия к какой-либо группе нередко привлекает к проводимым работам участников не только той группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие, но и участников других групп, совершающих маршрут или другую работу в данном районе.
Поэтому и тем, и другим необходимо иметь если не навыки, то хотя бы элементарные представления об основных моментах, связанных с организацией и проведением поисково-спасательных работ с применением вертолета.
В первую очередь это касается маршрутных групп, которые, как уже было сказано, совершают свои маршруты вдали от населенных пунктов и порою в условиях сложного рельефа. В случае возникновения чрезвычайного происшествия в группе доставка спасателей в короткие сроки возможна, как правило, только с помощью вертолета. И не только доставка спасателей, но и поиск группы, просрочившей установленный контрольный срок окончания маршрута. Знание и умение организовать подачу различных сигналов с земли поисковому вертолету, подобрать и оборудовать временную посадочную площадку для вертолета, поместить пострадавшего на носилки, спущенные с вертолета, в случае невозможности его приземления в месте чрезвычайного происшествия - все это является одним из залогов успешного проведения поисково-спасательной операции.