Школа экологического выживания
Чеурин Г.С.
Школа экологического выживания
Пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Семейная школа. Екатеринбург, 1995
Освещен 11-летний опыт работы (в том числе в течение 7 лет - со школьниками) по выживанию в экстремальных ситуациях. Особое внимание уделяется индивидуальному жизнеобеспечению, практикуемому коренными северными народами.
Работа посвящена постановке проблемы выживаемости в комплексе: от сохранения жизнедеятельности индивида в конкретной природной либо социальной экстремальной ситуации до выживаемости человеческих популяций во всех средах. Приводятся аналоги и модели, существующие на практике. Предлагается вариант школы экологической выживаемости, функционирующей совместно с гуманитарно-экологической школой нового типа. Указываются некоторые направления работы новой школы, а также основные принципы и этапы работы школы экологического выживания.
В приложении приводятся рекомендации по выживанию в природных экстремальных средах, в условиях полного отсутствия специального снаряжения и предварительной подготовки. Рекомендуется в качестве пособия по курсу «Основы безопасной жизнедеятельности» преподавателям курса ОБЖ, старшеклассникам, а также всем интересующимся проблемами выживаемости.
В отличие от действующей Временной Программы ОБЖ, ориентирующей на максимальное освоение уже имеющегося знания и использования заранее подготовленного снаряжения, в предлагаемом пособии основным методическим приемом является воспитание экологического мышления.
Рекомендовано в качестве пособия Екатеринбургским областным институтом усовершенствования учителей и Московским институтом общего образования.
В качестве информационного дополнения рекомендуется использование пособия Ю.В. Репина, Р.А. Шабунина, В.А. Середы «Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях».
Оглавление
Предисловие - 3
От автора - 5
Введение - 9
1. Исторические этапы формирования проблемы выживаемости - 11
1.1. Естественная экспансия в природу - 11
1.2. Борьба за обладание территорией проживания - 11
1.3. Общество максимального удовлетворения потребностей - 12
1.4. Выживание Человека - 12
2.Варианты и причины возникновения экологически экстремальных ситуаций - 12
2.1. Аварийные ситуации - 13
2.2. Стихийные бедствия - 14
2.3. Экспедиционные (туристические) ситуации, «эффект зонда» - 14
2.4. Освоение новых территорий - 15
2.5. Сосуществование популяций - 16
3. Эшелоны физиологических резервов организма -.16
3.1. Резервы тела - 17
3.2. Человеческие эмоции - 17
3.3. Острый стресс - 17
4. Культурно-экологическая адаптация как принцип выживаемости - 18
4.1. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера - 18
4.2. Природа как продолжение человека - 20
5. Способы адаптации к экстремальным средам - 21
5.1. Виды экстремальных сред - 21
5.2. Капсулированный вариант преодоления экстремальной ситуации - 22
5.3. Туризм - 23
5.4. Автономное жизнеобеспечение коренных северных народов - 23
6. Принципы работы школы экологического выживания - 27
6.1. Цель школы - 27
6.2. Принципы работы школы - 27
7. Этапы школы экологического выживания - 30
7.1. Информационный этап - 30
7.2. Начальный первый этап - 30
7.3. Второй этап - 32
7.4. Третий этап - 33
7.5. Заключительный этап -
7.6. Принципы разработки рекомендаций по действиям в аварийной ситуации – 33