Экспедиционная фотография



Применение фотографии в путешествиях. Часть 1

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Справочная книжка для путешественников. Наставления, руководства и программы для наблюдения и собирания коллекций и сведений в путешествиях: по топографии и астрономическому определению пунктов, геологии, метеорологии, ботанике, зоологии, антропологии. Составлена Ю.Шокальским, проф. К.Богдановичем, проф.А.Воейковым, Б.Чайковским, Л.Бородовским, И.Палибиным, П.Шмидтом и Талько-Гринцевичем. Издание Картографического Заведения А.Ильина. С.-Петербург, Пряжка, 5.  1905 г.


Применение фотографии в путешествиях

Составил Л. Бородовский

Введение. Мало осталось в настоящее время людей, не сознающих великих заслуг фотографии, которая особенно ценна для путешественников. Можно без риска утверждать, что ни одна ученая экспедиция в малоизвестные страны не может обойтись в настоящее время без применения светописи. Услуги последней в деле изучения географии, природы, населения и быта последнего становятся с каждым годом незаменимее и признаются всеми.

Конечно, фотография до известной степени может быть заменена рисунком от руки, но, во-первых, далеко не всякий путешественник обладает счастливой способностью и умением безошибочно рисовать предметы с натуры, а во-вторых — обилие материала в путешествии не дает возможности даже и опытному художнику детально и точно изображать все достойное внимания и самое большее приходится ограничиваться лишь поверхностными набросками, дополняя последние по памяти на биваках и остановках, а еще чаще уже по возвращении из путешествия. Не говоря уже про то, что при такой работе пропадает бесчисленное множество деталей, ускользая из памяти, но нередко и те детали, которые случайно запечатлелись более сильно, подвергаются изменениям под влиянием виденного впоследствии, и в результате получается мало похожее на истину изображение, которое скорее может принести вред, чем пользу, всякому, кто желает себе составить по наброску правильное представление о данном предмете.

Все эти недостатки живописи и рисования фотография устраняет: она точно изображает местоположение данного предмета среди других; сохраняя правильную перспективу, она воспроизводит все мельчайшие, нередко едва заметные для глаза подробности и дает изображение предмета в его натуральном освещении. Главнейший недостаток фотографии — отсутствие красок, но и этот недостаток легко устраняется применением цветной фотографии, которая за последнее время сделала огромные успехи и при съемке пейзажей стала мало отличаться от живописи.

Легкость обучения фотографии и огромная польза последней, должны побудить всякого путешествующего в мало исследованных странах брать с собой фотографический аппарат со всеми его принадлежностями, как бы ни был незначителен его остальной багаж и как бы ни была затруднительна перевозка последнего. Отправляясь в путь, серьезный путешественник-исследователь, имеющий желание принести какую-нибудь пользу для науки, никоим образом не должен пренебрегать содействием такого могущественного средства, как фотография, которая, делая самое путешествие вдвое осмысленнее, в весьма многих случаях является ценным коррективом субъективных впечатлений путешественника.

Решив прибегнуть в дороге к помощи фотографического аппарата, следует помнить, что всякое ответственное по цели и задачам путешествие требует, чтобы то лицо, которое в дороге будет заниматься фотографией, было основательно ознакомлено со всеми необходимыми фотографическими манипуляциями вообще, а со съемкой и негативным процессом особенно тщательно.

Знакомство это должно быть более серьезное, чем то, которое так часто встречается ныне у путешественников-туристов или расплодившихся фотографов-любителей, для большинства которых все искусство светописи заключается в умении переменить пластинку или пленку, завести затвор и вовремя щелкнуть последним. Ошибка весьма многих ученых путешественников и даже целых ученых экспедиций и их фотографические неудачи заключаются нередко именно в том, что руководители их вспоминают лишь в последние минуты о тех услугах, какие им может принести фотография в деле научного исследования страны и, наудачу выбрав одного из сочленов экспедиции, поручают ему ознакомиться, без предварительного теоретического и практического научения дела, прямо с фотографическим аппаратом. Многие ведь до сих пор серьезно полагают, что если лицо, которому поручена в путешествии фотография, умеет наводить камеру на фокус и работать затвором, то этого вполне достаточно для достижения прекрасных фотографических научных и художественных результатов экспедиции.

Еще меньшее внимание уделяется выбору предметов фотографического снаряжения для дороги, в большинстве случаев в ответственную ученую поездку берутся те приборы, аппараты и химические принадлежности, которые предлагаются услужливыми продавцами, стремящимися сбыть залежалый товар. При подобных обстоятельствах путешественник, относится если не легкомысленно, то поверхностно к фотографическому снаряжению, обыкновенно возвращается домой с массой если не совершенно негодных, то во всяком случае весьма посредственных негативов, среди которых трудно отыскать действительно безукоризненные и могущие оказать пользу не только для изучения страны, но даже и для самого путешественника, на тот случай, если бы он пожелал иллюстрировать рассказ о своей поездке туманными картинами. Наоборот, искусный, опытный в своем деле путешественник-фотограф всегда возвращается из путешествия с меньшим количеством негативов, чем его неопытный собрат, но зато, действуя в путешествии наверняка, открывая объектив лишь в том случае, когда знает, что получит желаемые результаты, он привозит снимки, превосходные во всех отношениях. Нужно помнить, что несколько десятков удачных негативов дают более ценный научный материал для изучения географии или этнографии страны, чем сотни плохих или посредственных негативов, с которых нет возможности что-либо даже напечатать, не говоря уже про то, чтобы их демонстрировать.

Фотографический отдел в настоящей «Справочной книжке для путешественников» написан исключительно для людей, совершенно незнакомых с фотографией, и содержит в себе указания и советы лишь самого практического характера. Для лиц, знакомых со светописью, с физикой и химией, отдел этот может показаться слишком популярным, а некоторые теоретические объяснения, внесенные в него, даже недостаточно точными и научными, почему составитель его просит не упускать из виду, что задача этого отдела состоит лишь в том, чтобы дать краткие указания, как делать то или другое наблюдение в пути и советы, как и чем снимать и что с собой брать в дорогу.

Те, которые пожелают иметь более точные сведения и приобрести более основательное знакомство с теорией и практикой фотографического искусства, могут и даже должны расширить свои познания путем изучения более обширных руководств. Здесь же, повторяем, будут даны лишь практические советы и указания, выработанные и испытанные многолетней практикой в путешествиях при самых разнообразных условиях передвижения, перевозки и климата.

Выбор аппарата. Путешественник, желающий заняться фотографией, должен прежде всего избрать себе размер пластинок, на которых он предполагает работать, так как от этого зависит размер и вес всех других необходимых в дороге фотографических принадлежностей. Наименьший размер пластинки, на котором стоит работать в пути —8х8 сантиметров, т. е. размер обыкновенных картин для волшебного фонаря. Если путешественник не имеет в виду специальной цели приготовлять диапозитивы для волшебного фонаря или впоследствии увеличивать лучшие снимки, то наименьшим допускаемым размером следует признать — 9х12 см или так называемый «четверть пластинки». Наибольший размер пластинки, при котором фотографический аппарат еще не совсем теряет своей портативности и может быть без особого труда переносим одним человеком — 18х24 или так называемая «целая пластинка», но при таких размерах манипуляции с аппаратом делаются уже обременительны, а фотографическое снаряжение громоздким.

При путешествиях в горной пересеченной местности или в тех случаях, когда нет возможности нанять лишнего слугу для переноски аппарата, чтобы, не обременять лично себя, в то же время иметь фотографический аппарат постоянно под рукою, конечно приходится довольствоваться минимальными размерами, но выбирая из последних целесообразнее остановиться на камере не менее как в четверть пластинки (9х12). Из негативов этого размера есть к тому же полная возможность приготовить вырезки для диапозитивов. В населенных странах Азиатского Востока: в Индии, Японии, Китае и Корее, где переноска всякого рода ручного багажа обходится крайне дешево и носильщиков достать нетрудно, можно бы снимать на вышеуказанном размере 18х24, но заметим при этом, что размер этот вообще недостаточно удобен для путешественника: он мал для фотографирования специально видов и, наоборот, слишком велик для съемки групп, портретов или моментальных снимков.

Вышеприведенные неудобные качества двух размеров: малого и большого, устраняются при употреблении размера среднего между ними, т. е. 13х18, или «полпластинки». Размер этот, как самый удобный, заслуживает особого внимания путешественника и для серьезных работ справедливо считается самым подходящим.

Огромное значение в выборе размера, на котором предполагают работать в пути, играет вопрос, на чем снимать — т. е. брать ли в путешествие стеклянные пластинки, или целлулоидные, или какие-либо другие пленки.

От выбора тех или других зависят не только размеры камеры, но и снаряжение фотографа в пути. В дороге огромное значение имеет вес и объем всего путевого снаряжения, а фотографический багаж путешественника является при употреблении пластинок одним из самых тяжелых и громоздких, и потому на эту часть снаряжения должно быть обращено самое серьезное внимание.

Максимальный вес фотографического снаряжения, необходимого для съемки одной дюжины фотографий, а именно: камеры, кассет, 12 стеклянных пластинок или 12 пленок, объективов, сумки для хранения аппарата и штатива — можно определить от 15 до 25 фунтов. При такой норме вес дюжины стеклянных пластинок размером 13х18 можно считать с укупоркой в 3-3 ½ фунта, а так как, отправляясь в малодоступные страны и на продолжительное время, путешественник не может обойтись малым числом снимков и должен иметь с собой не менее 12 дюжин пластинок, то, очевидно, наибольшую тяжесть в его фотографическом снаряжении будет составлять стекло пластинок. Между тем на этот вопросе можно совершенно не обращать внимания, если решено работать на целлулоидных чувствительных пленках. Хотя целлулоидные пленки небольших размеров по своим качествам во многих отношениях приближаются к стеклянным пластинкам, но весят в 12 раз менее и не подвергаются поломке, чем могут соблазнить туриста, тем не менее лучшие фотографы-путешественники решительно восстают против их преимущественного употребления и для научных целей рекомендуются исключительно пластинки.

Ниже, при обзоре пластинок и пленок, будут подробно указаны причины, заставляющие предпочесть тяжелые и ломкие пластинки удобным в обращении пленкам; теперь же достаточно упомянуть, что столь распространимые в Западной Европе и Америке тонкие целлулоидные пленки на катушках не представляют вполне надежно светочувствительного материала, они слишком чувствительны к переменам климата и атмосферы, а с этими переменами путешественнику постоянно приходится встречаться. Кроме того, искусство получения хороших негативов на пленках дается гораздо труднее, чем на стекле, а манипуляции с ними требуют больше аккуратности и навыка. Если бы путешественник решил во что бы то ни стало обратиться к пленкам, то делать на них ответственные снимки, во всяком случае, не советуется. В таких случаях гораздо целесообразнее все серьезное работать на пластинках, взяв их хотя бы в ограниченном количестве, а в добавление к ним захватить несколько катушек с пленками.

Отправляясь в такие страны, где фотография неизвестна совсем или малоизвестна, а таковые страны главным образом и интересны путешественнику, последние, если только средства позволяют, должны иметь два аппарата. Один из них — большой (размером не менее 13х18)» приспособленный для штатива, служить для снимания фотографий с места ночлегов, с биваков, с мест более или менее продолжительных остановок и вообще в тех случаях, когда у путешественника есть время и возможность собирать и разбирать камеру и штатив. Другой аппарат может быть маленький, ручной, (однако не менее 8х18); им снимают исключительно моментально все, что в глазах путешественника имеет значение или привлекает его внимание, а также и в тех случаях, когда нет возможности употреблять аппарат большого размера. Этот аппарат играет как бы роль записной книжки.

В последнее время в продаже появились моментальные камеры, прекрасно устроенные, дающие хорошие, вполне резкие снимки, но меньшего формата. Несмотря на все их рекламируемые прекрасные качества, против их употребления говорит уже то обстоятельство, что снимки, сделанные ими, как бы они хороши и отчетливы не были, должны быть увеличены и в прямом виде серьезного научного значения не имеют.

Двенадцатилетний опыт занятий фотографией в путешествиях по различным странам и при различных обстоятельствах убедил автора настоящей статьи, что фабриканты мало рассчитывают на запросы серьезного путешественника-фотографа и, удовлетворяя вкусы и потребности обыкновенных любителей или профессионалов, до сих пор не создали такого аппарата, который мог бы считаться универсальным в полном смысле слова. Правда, существуют так называемые «универсальные камеры», но они имеют также свои недостатки. Ниже дано описание аппарата, употребляемого автором в путешествиях и удовлетворяющего большинству необходимых условий.

Отправляясь в горные страны, не имея возможности взять большой аппарат в интересах художественной стороны фотографии, полезно, вместо обыкновенного маленького аппарата, взять аппарат стереоскопический, которым, конечно, при желании, можно работать как и обыкновенным. В некоторых случаях фотографической практики такого рода работы даже прямо необходимы.

Предметы фотографического снаряжения. Выше было указано, почему багаж фотографа-путешественника должен быть ограничен самым необходимым. Ограничение предметов багажа, однако, не должно вести к нежелательным замедлениям в работе. Снаряжение это должно состоять из следующих предметов:

1) Камеры с кассетами для пластинок или пленок.

2) Объективов — нескольких или одного универсального.

3) Моментального затвора, если последний не приделан к самой камере или объективу.

4) Штатива.

5) Покрывала для штативной камеры.

6) Сумки или чехла, в который входят все вышеуказанные приборы, кроме штатива, который должен перевозиться в особом

7) Красного фонаря для заряжения кассет и проявления.

8) Запасов светочувствительных пленок или пластинок.

9) Приборов для проявления и печатания.

10) Химических материалов.

Ниже рассмотрены каждый из перечисленных предметов, причем особо указаны те из них, которые оказались на практике наиболее удобными, но, прежде чем перейти к детальному рассмотрению, следует еще раз напомнить неопытному путешественнику совет знаменитого нашего землепроходца: «не брать ничего лишнего и откинуть всякий комфорт» (Пржевальский. Четвертое путешествие по Центральной Азии. От Кяхты до истока Желтой реки. СПб. 1888., стр. 12). Само собой разумеется, что если путешественник берет с собой в путь только ручную камеру и не предполагает проявлять в дороге, то некоторые из указанных выше предметов становятся излишними.

1) Камера. Камера для путешествия может быть взята или штативная, или ручная, но еще лучше «универсальная».

Существенными качествами, требуемыми от штативов и камеры, пригодных для продолжительного, весьма часто трудного по условиям перевозки и разнообразного по климатическим особенностям путешествия, являются легкость в соединении с прочностью и необходимой устойчивостью. Безусловно необходимо, чтобы камера имела не менее чем двойное растяжение меха и вертикальный, а если возможно, то и горизонтальный уклон матового стекла; рамка последнего должна переставляться как для горизонтальных, так и для вертикальных снимков. Объективная доска должна давать возможность передвижения объектива во все стороны и, наконец, необходимо, чтобы расстановка и сборка камеры была не сложна и не отнимала много времени. Полезно, чтобы матовое стекло камеры в сложенном виде было прикрыто деревом во избежание поломки и чтобы на самой камере находились отвесы или ватерпасы. Всем этим условиям чисто штативной камеры удовлетворяет английская квадратная камера русского типа (фиг. 105) (наводка матового стекла производится кремальерой или по желанию бесконечным винтом), а отчасти и камеры Ватсона «Акме» и Мак-Келлена (фиг. 106), хотя

камеры двух последних типов слишком сложны, неустойчивы и хрупки, они отнимают много времени при их расстановке и сборке.

  

Фиг.105. Штативная камера                     

Фиг. 106. Штативная камера «Акме»

Путешественнику полезно иметь с собой запасные винты или гайки к кремальерам, запасной штативный винт, а также запасное матовое стекло. В том случае, когда матовое стекло в пути разобьется, а запасного нет и приобрести его на месте невозможно, матовое стекло, конечно, только до некоторой степени, можно заменить обыкновенной чувствительной пластинкой. Для этого следует еще свежую, не экспонированную пластинку проявить при не слишком ярком дневном свете и, хорошо отфиксировав и высушив, вставить в рамку матового стекла желатинной стороной внутрь камеры. Еще лучшей заменой будет, если на чистой пластинке наклеить хорошую папиросную или тонкую восковую бумагу; эта бумага, если она легла ровно, прекрасно заменяет матовую поверхность стекла. Наконец, если путешественник имеет с собой запас матового лака для ретуши негативов, то, облив им обыкновенную пластинку, можно получить также весьма сносное стекло. Иногда полезно брать с собой матовую пластинку из толстого целлулоида, которая прекрасно заменит собой стекло и может быть легко приготовлена из толстых светочувствительных пленок. Для этого следует снять с пленки желатинный слой и облить ее перед отправлением в путь матовым негативным лаком.

Здесь необходимо сделать несколько кратких замечаний относительно употребления ручных камер, которые за последнее время, благодаря достигаемым посредством их хорошим результатам, получили широкое распространение.

Желательным идеалом ручной камеры будет такая, которая, сохраняя все лучшие качества камеры «штативной» в то же время будет действительно «ручной», т. е. легкой и удобной в обращении и постоянно готовой для производства фотографической съемки. Однако подобных камер почти нет, а камер, приближающихся к этому идеалу, весьма немного; в большинстве их удобство обращения и несложность аппарата достигаются прежде всего в ущерб другим не менее существенным требованиям. Ручные камеры бывают или с отдельными магазинными кассетами, или магазин скрыт внутри самого аппарата, который является в таком случае в виде продолговатого ящика. Камеры последнего дешевого типа, столь распространенные среди любителей, совершенно не годятся для путешественника, который должен иметь аппарат непременно с отделяющимся магазином или отдельными двойными кассетами. Хотя употребление отдельных кассет в некоторых случаях фотографирования может быть весьма желательно, тем не менее путешественнику следует отдать предпочтение кассете магазинной, но притом такой, которая может быть заменена в любое время матовым стеклом для проверки фокуса или наведения на последний. Камеры-ящики (фиг. 107), в которых пластинки переменяются при повороте рычага или с другим аналогичным механизмом, при серьезном занятии фотографией в пути не должны быть допускаемы. Что касается магазинной кассеты, то при возможной простоте своего устройства, она должна действовать всегда надежно, безотказно. Полезно, чтобы ручная пластинчатая камера имела приспособление для употребления тонких катушечных пленок, или к ней была бы пригнана кассета Истмана. Какова бы ни была система фотографической ручной камеры, но для работ в путешествии необходимо приобретать такую, в которой передняя часть вместе с объективом могла бы передвигаться в горизонтальном и особенно в вертикальном направлениях. Это приспособление, при отсутствии уклонов у матового стекла ручных камер, безусловно необходимо для правильной съемки возвышенных мест и высоких предметов без искажения изображения. Моментальный затвор, если он вделан в камеру, должен быть прост по своему устройству и, действуя вполне правильно, давать возможность точно регулировать время экспозиции, допуская как съемки с большой скоростью (не быстрее 1/100), так и с выдержкой произвольного времени. Затвор этот должен быть тщательно испытан и выверен перед отправлением в дорогу, и путешественник должен быть хорошо знаком с деталями и принципом его устройства, для того чтобы в случае порчи мог сам его исправить. Однако, как бы исправно ни действовал моментальный затвор перед отправлением в продолжительное путешествие, никогда не будет лишним взять с собой а дорогу еще запасной затвор, конечно, при условии, что путешественник сам сумеет его приспособить к камере или объективу.

Фиг. 107. Ручная камера ящичного типа

Ручных камер в продаже в настоящее время очень много, и каждый путешественник может выбрать себе то, что ему нравится или что ему разрешают его средства. Пользуясь собственным долголетним опытом и советами многочисленных ученых путешественников, можем указать лично нами испытанные следующие ручные камеры: камеру Гольдмана, камеры Герца-Аншютца и «Фос», двойную камеру Росса.

Как бы хороши ни были указанные камеры, однако, отправляясь в ответственное продолжительное путешествие, необходимо в них сделать некоторые изменения. В камере Гольдмана, в общем прекрасно устроенной, необходимо заменить существующий моментальный затвор, поставив вместо него в переднюю доску простой затвор Тортон-Пикара. В камере Герц-Аншютца необходимо все костяные или эбонитовые головки винтов у затвора, которыми последний заводится, заменить металлическими, менее ломкими, а на рамке задка камеры нанести масштаб, указывающий ширину щели затвора, отметив здесь же чернилами скорости самого затвора в частях секунды. Кроме того, для этой же камеры весьма полезно (но не необходимо) иметь отдельный затвор, надевающийся на объектив, так как камера необыкновенно легка и потому фотографировать с выдержкою, снимая крышку объектива прямо рукою, едва ли возможно без сотрясения аппарата; такой затвор будет полезен и в тех случаях, когда нужно снимать со скоростью от ½ до 1 секунды, каковых скоростей шторный затвор Аншютца не дает.

Неизмеримо выше по своему устройству новая ручная камера «Фос», изготовляемая русской фабрикой оптических инструментов в Варшаве. В ней ширина щели указывается механически и есть возможность снимать тем же затвором даже с выдержкою. Ее положительно можно рекомендовать тем, кто не гонится за двойным растяжением меха. Камера эта много лучше прославленной Гердовской и к тому же значительно дешевле.

Фиг. 106. Ручная камера Гольдмана

Камера Росса с двумя объективами пользуется широким распространением в Англии и, надо отдать справедливость, весьма удобна для работ строго научного характера, но, к несчастью, она очень дорога и несколько громоздка.

Фиг. 107. Ручной аппарат «Фос» раскрытый

Фиг. 108. Камера «Фос» в сложенном виде

Покупая ее, необходимо требовать, чтобы все металлические части были зачернены и не привлекали внимания своим блеском, а также, чтобы, помимо пневматического спуска затвора грушей, который портится на морозе, был бы приделан простой спуск с надавливанием кнопки. Для этой камеры полезно иметь особую магазинную кассету.

Весьма практичной, хотя, конечно, не вполне идеальной в смысле портативности, является камера, построенная фирмой Эрнемана. Камера эта по внешнему виду напоминает тип известной пластиночной камеры компании Кодак № 5-й или камеру «Фаворит». Передняя доска этого аппарата, имея все уклоны, позволяет употреблять пару стереоскопических объективов и снимается. Перегородка, устроенная внутри камеры для стереоскопических снимков, по желанию также снимается и тогда можно работать на 13х18 любым объективом. Растяжение камеры производится двойной кремальерой, тройное, рассчитанное на длину фокуса в 21 с, что дает возможность работать одной линзой длиннофокусного объектива. Заднее стекло имеет уклоны горизонтальный и вертикальный, и весь зад камеры может быть передвинут вперед, что даст возможность пользоваться короткофокусными объективами; а рамка стекла переставная; передний фронт камеры имеет движение вверх и вниз. Само матовое стекло закрыто коническим мехом.

Фиг.109. Универсальная камера

Фиг. 110. Универсальная камера

Камера имеет превосходный шторный затвор Эрнемана, отвесы и ватерпас и закрывается вместе с объективом. Объектив плавастигмат Фос № 5, светосила 6,6. В таком виде квадратная камера имеет размер 8 ½ х 4 ½ дюйма и весит 4 фунта. Она немного более по размеру, чем камеры Кодак для пластинок и значительно удобнее Гольдмановской старого типа. Для того чтобы снимать с руки, на верху камеры приделан зеркальный видоискатель Адамса в виде рамки с перекрещивающимися линиями.

Кассеты для пластинок и пленок. Кассета простейшего типа состоит из плоского ящика, вдвигаемого в камеру, на место матового стекла, которое для этого или откидывается на верх камеры, или отодвигается назад, что в путешествии удобнее, или вынимается из своего гнезда совершенно, что представляет в дороге некоторое неудобство. Каждая кассета штативной камеры обыкновенно вмещает в себя две пластинки, по одной с каждой стороны, разделенных посредине друг от друга непроницаемой для света перегородкой. Наружные задвижки, закрывающие чувствительную сторону пластинки, делаются или цельные, или состоят из нескольких деревянных подклеенных непроницаемой материей частей и в последнем случае называются «шторными» и «полушторными» (фиг. 111). «Шторные» задвижки удобнее всяких других, и кассеты, снабженные ими, представляют много выгод.

Фиг. 111. Кассеты обычного типа альбомные и обыкновенные

Очень хороши задвижки из алюминия и нельзя рекомендовать для дороги задвижек из эбонита, как это сделано у кассет Кодаков, т. к. они при падении и ударе о камень ломаются и легко выкрашиваются. Необходимо, однако, помнить, что каковы бы ни были задвижки кассет, они все-таки пропускают внутрь пыль и потому приходится время от времени тщательнее очищать внутренность кассеты. На это следует обращать особенное внимание во время работ в Средней Азии, где тонкая лессовая пыль забивается повсюду.

Малое число пластинок, помещающихся в обыкновенных кассетах, вызвало изобретение кассет, в которых помещается сразу несколько пластинок. Такие кассеты известны под именем «магазинных». В путешествии гораздо удобнее иметь вместо нескольких двойных обыкновенных кассет одну магазинную, но, приобретая ее, необходимо выбирать самого простого устройства и лучше всего без обычного в таких кассетах кожаного или матерчатого мешка, который скоро рвется и вообще неудобен в обращении. В последнее время в продаже появилась весьма удобная магазинная кассета, в которой пластинки меняются простым выдвиганием ящика (фиг. 112). Такая кассета была испытана автором во время путешествия по Кашгарии и оказалась достойной всяческих похвал. Приобретая эту кассету нужно требовать, чтобы пластинки вставлялись в железные рамки с длинной стороны последних, а не с короткой, иначе при тряске края их бьются и выкрашиваются.

 

Фиг. 112. Магазинная кассета

Для употребления толстых или тонких пленок в обыкновенных двойных кассетах, приходится прибегать к помощи особых липких пластинок, на поверхность которых раскладывается и прикатывается пленка, или к особым рамкам, в которых она натягивается зажимом по краям. Первое приспособление удобнее в дороге, но липкие пластинки можно рекомендовать только для толстых пленок; т. к. тонкие пленки разложить на широкие поверхности совершенно ровно положительно невозможно. В сухих и жарких странах липкие пластинки более 6-7 месяцев не выдерживают и их слой приходится освежать, но зато пластинки эти удобнее при заряжании, чем зажимные рамки. Специально для тонких лентообразных пленок приготовляются кассеты особого устройства. В них вставляются пленки в виде катушек, обвернутых снаружи черной бумагой, что дает возможность обменивать снятые пленки на свежие на полном дневном свету. В этом последнем обстоятельстве заключается одно из важных преимуществ лентообразных пленок перед обыкновенными пленками из толстого нарезанного на формат пластинки целлулоида. Существует несколько типов магазинных кассет для пленок на катушках, но лучшая из них и самая остроумнейшая по простоте и целесообразности устройства принадлежит компании Истмана в виде ее последнего типа (фиг. 115). Эту кассету очень легко приделать ко всякой камере с откидывающимся или вынимающимся стеклом, но в формате не более 13 х 18.

2) Объектив. (Оптическое стекло, простое или сложное, через которое получается в камере изображение снимаемого предмета, называется объективом. Объектив может состоять из одного стекла, и тогда называется простым, или из нескольких склеенных или сложенных стекол, и такие объективы называются сложными. Стекла, из которых состоит объектив, известны под именем линз и представляют подобие всем известных собирательных, иначе увеличительных стекол, у которых поверхности или двояковыпуклые, или плосковыпуклые, или выпукло-вогнутые.

 

Фиг. 115. Кассета Истмана для пленок

Сложные объективы по числу стекол, их составляющих, бывают дублеты, триплеты или перископы, т. е. объективы, в которых одна линза состоит из нескольких простых линз). В продаже имеется очень много различных дорогих и дешевых объективов, но так как достигнуть хороших результатов с помощью плохих или посредственных приборов довольно трудно, то необходима большая тщательность при покупке и выборе этой части фотографического аппарата, тем более, что хорошие объективы стоят недешево. Не вдаваясь здесь в пространное описание объективов, что можно найти в любом из более обширных руководств по фотографии или даже в прейскурантах фотографических магазинов, ограничимся простым перечислением тех объективов, которые согласно указаниям практики могут быть рекомендованы путешественнику, характер и сюжет работ которого предвидеть не всегда возможно с точностью.

Профессионалы-фотографы для каждого рода съемки (вид, портрет, группа, архитектура) употребляют особый объектив, а потому объективы в зависимости от их назначения разделяются на видовые, портретные и групповые. Путешественнику, с ограниченным количеством багажа, приходится довольствоваться в большинстве случаев только одним объективом. Такими наиболее пригодными объективами являются объективы универсальные, то есть пригодные в путешествии для самых разнообразных работ. Лучшими универсальными объективами в настоящее время признаются так называемые апланаты и анастигматы. При употреблении тех и других можно достигнуть и художественности в работе и передать все видимые качества снимаемого предмета, необходимые для научных целей путешественника.

Рекомендуемые для фотографирования лиц и типов портретные объективы, предназначенные специально для весьма быстрой работы в павильоне, для путешественника, даже специалиста этнографа-исследователя, совершенно излишни, и вышеуказанные апланаты и анастигматы отлично могут служить для съемки портретов на открытом воздухе, т. е. при обстановке, которая в путешествии встречается чаще, чем всякая иная. Давая вполне точные изображения снимаемых предметов, без значительного искажения или искривления прямых линий, вышеуказанные объективы незаменимы в тех случаях, когда требуется точное сравнение каких-либо предметов с условным масштабом и где, следовательно, нужно знать точные размеры снимаемого предмета.

Нижеследующие краткие сведения по фотографической оптике, напечатанные мелким шрифтом, нужные для сознательного употребления объективов и др. приборов фотографии, необходимы лишь для лиц, мало знакомых с учением о свете, для лиц же, знакомых с фотографией, сведения эти явятся конспектом.

Если через линзу или заменяющий ее объектив пропустить луч света от какого-нибудь светящегося или сильно освещенного предмета и собрать пропущенные лучи на экран, то на последнем получится обратное и уменьшенное изображение самого предмета. Изображение, однако, получится лишь в том случае, когда экран от стекла будет находиться в строго определенном расстоянии. Это расстояние будет меняться в зависимости от того, как близко или далеко будет находиться от стекла самый светящийся предмет. Расстояние, при котором на матовом стекле получается изображение бесконечно удаленного от объектива предмета, называется фокусом, фокусным расстоянием, и для каждого стекла или объектива это расстояние строго определенное. Вместо того чтобы дать строгое научное, основанное на математике определение слов «фокус», «фокусное расстояние» применительно к объективу, в целях настоящей статьи достаточно повторить, что фокусное расстояние есть расстояние между диафрагмой объектива и матовым стеклом камеры, в то время когда на этом стекле получается вполне отчетливое изображение весьма отдаленного от камеры предмета. Навести на фокус по какому-нибудь предмету - это значит раздвинуть камеру так, чтобы на матовом стекле этот предмет вырисовался с наибольшей отчетливостью. Если объектив требует для получения резкого изображения большого раздвижения камеры, то такой объектив называется длиннофокусным и, следовательно, наоборот, существуют объективы короткофокусные. В фотографии принято считать длиннофокусными объективами те, у которых фокусное расстояние более, чем диагональ покрываемой объективом пластинки. Длина растяжения аппарата для получения резкого изображения на матовом стекле зависит не только от величины фокусного расстояния, но также и от расстояния снимаемого предмета до объектива. Чем предмет ближе к объективу, тем растяжение камеры должно быть больше, и наоборот. Есть, однако, такой предел расстояния предмета от объектива, за которым дальнейшее его удаление уже не играет никакого значения в резкости изображения, получаемого на матовом стекле, и в удалении этого последнего от объектива. Подобное удаление предмета, определенное путем опыта и сравнение с фокусным расстоянием, имеет большое значение для моментальной фотографии. Опыт учит, что изображение будет совершенно резко, т. е. находиться в фокусе, когда самый предмет находится от объектива не менее чем в 100 фокусных расстояниях.

От величины фокусного расстояния зависит величина изображения: чем фокус длиннее, тем изображение крупнее, и наоборот, но от этого же расстояния зависит также глубина фокуса объектива, т. е. его способность рисовать с одинаковой резкостью на матовом стекле предметы, находящиеся от камеры в различных расстояниях. Кроме того, от длины фокуса зависит яркость изображения, даваемого объективом, т. е. его светосила. Из двух объективов с одинаковыми отверстиями, но с разными фокусами, тот светосильнее, у которого фокус короче.

Каждый фотографирующий должен иметь точные сведения о длине фокуса объектива, которым ему придется работать, так как от этого и значительной степени зависит не только определение расстояния, с которого можно снимать, не наводя на фокус, или, как говорят, с постоянным фокусом, что имеет серьезное значение для моментальных снимков, но и самое время экспозиции.

Знание точного времени экспозиции весьма важно. Время это помимо других причин зависит от светосилы объектива, а эта последняя находится в прямой зависимости от величины отверстия объектива, или, правильнее, от величины отверстия употребляемой диафрагмы. По отношению между диаметром отверстия и длиной фокуса судят о способности объектива работать тихо или быстро, т. е. опять-таки о его светосиле. Так, если фокусное расстояние объектива = 8 дюймам, а диаметр диафрагмы = 1 дюйму, то это отношение или светосила будет 4/8. Такую диафрагму принято обозначать условно, ставя в числитель дроби букву f, а в знаменатель то число, которое показывает отношение, например: f/8, f/32, f/256 и т. д., иногда подобное обозначение заменяется другим условным обозначением, например: 4, 16, 32 и т. д.

Методы для точного определения размера отверстия диафрагм можно найти в каждом подробном руководстве по фотографии и, зная длину фокусного расстояния объектива, которая бывает указана всегда на его оправе, легко вычислить отношения между ними, а следовательно, и узнать сравнительную светосилу объектива при употреблении любой из диафрагм. Впрочем, этого нет надобности и определять, так как все объективы снабжены на этот счет указаниями в виде цифр, выгравированных или на самих диафрагмах, если они отделены от объектива, или на оправе последнего, если диафрагмы устроены в виде ириса, что в настоящее время встречается все чаще и чаще.

Цифры эти показывают или только светосилу объектива: f/8, f/32, f/256 и т. д., или они прямо указывают относительное время экспозиции в зависимости от светосилы.

Нижеследующая таблица дает указания на соотношения между показаниями диафрагм, обозначенных по различной системе у большинства существующих лучших объективов.

 

Относительное
отверстие
диафрагмы, или
светосила
объектива

f/2,8

f/4

f/5,6

f/8

f/11,3

f/16

f/22,6

f/32

f/45,2

f/64

Коэффициенты
продолжительности
экспозиции,
соответствующие отверстию диафрагмы

1/2

1

2

4

8

16

32

64

128

256

 

В последнее время лучшие оптические фирмы начали выпускать объективы с несколько иными обозначениями диафрагм. Так, последние объективы Цейса снабжены диафрагмами ирисовой системы, причем цифры на оправе показывают изменение самого диаметра диафрагмы в миллиметрах.

Той же системы придерживается в обозначении своих диафрагм известная русская оптическая фирма Фос, объективы которой по своим качествам не уступают Цейсу и Герду. Числа, гравированные на трубках объективов Цейса и Фос, соответствуют диаметрам в 64, 44, 32, 22, 16, 8, 6, 4 и 3 миллиметрам и выбраны с таким расчетом, что, передвигая указатель отверстия от одного числа, меньшего, к следующему, большему, следует удвоить время экспозиции. Анастигматы Герца имеют обозначение диафрагм прямо в цифрах, показывающих коэффициент экспозиции: 6, 9, 12, 24, 48, 96, 192, 384, 768. Это разнообразие обозначения диафрагм (а следовательно, и светосилы объектива) для путешественника, который предполагает работать несколькими объективами, представляет некоторые осложнения, и для удобства обращения с ними можно посоветовать перед отправлением в дорогу составить общую сводную табличку, где относительную светосилу или диаметр каждой диафрагмы взятых в путешествие объективов следует обозначить в цифрах, показывающих относительное время экспозиции.

Такую табличку следует наклеить на внутренней стороне сумки или ящика, в которых возится аппарат.

Диафрагмы служат не только для того, чтобы задерживать ненужные световые лучи, идущие от окраин стекла, и тем устранять так называемую хроматическую аберрацию (окрашивание изображения от преломления луча света и разложения его), но и так называемую аберрацию сферическую, т. е. неясность изображения по краям.

Диафрагмы имеют большое значение в конструкции объектива, и умение пользоваться ими составляет первую необходимую задачу фотографа.

Выше было указано, что светосила объектива зависит от величины его отверстия. На практике таким отверстием считается величина употребляемой диафрагмы. Для того чтобы узнать, который из двух объективов светосильнее, нужно длину фокусного расстояния разделить на величину диаметра наибольшего отверстия диафрагмы, т. е. определить его светосилу (это число есть выгравированный показатель наибольшей диафрагмы; см. это выше). Пользуясь оптическим законом, что светосила каждого объектива прямо пропорциональна квадрату диаметра отверстия диафрагмы и в то же время обратно пропорциональна квадрату фокусного расстояния, легко можно составить следующую пропорцию: L = d2/ f2, где L - светосила; f - фокусное расстояние; d - отверстие объектива или диафрагмы. (Дается пример вычисления)

Из вышеизложенного нетрудно заключить, что из двух объективов, у которых светосила или относительное отверстие диафрагмы одинаковы, тот работает быстрее, у которого фокус короче.

Угол, образуемый линиями, идущими от крайних рисуемых объективом предметов к его центральной точке в отверстии диафрагмы, называется углом зрения объектива. Угол зрения объектива зависит от длины фокуса его: чем последний короче, тем угол больше. Угол этот, кроме того, увеличивается от уменьшения диафрагмы. Сообразно углу, который охватывают объективы, последние разделяются на обыкновенные 60-70° и широкоугольные. Последние в настоящее время достигли высокой степени совершенства, и недавно построены объективы, охватывающие более 110 градусов. Широкоугольные объективы сильно искажают перспективу и нужны для специальных целей, и путешественник, имеющий в своем распоряжении планастигмат Фоса или любой из анастигматов, может не прибегать к специальному широкоугольнику. Если же является необходимость взять широкоугольный объектив в путь, то нет надобности выбирать слишком дорогой, так как даже и самые дешевые из них вполне удовлетворяют необходимым требованиям при применении маленьких диафрагм. Иногда бывает полезно знать, какой угол обхватывает тот или другой объектив. На практике это достигается тем, что на бумаге строят прямоугольный треугольник, катеты которого равны размерам той пластинки, для которой предназначен объектив; восстановив из средины гипотенузы перпендикуляр и отложив на нем длину фокусного расстояния объектива, соединяют концы гипотенузы с точкой на перпендикуляре; полученный угол измеряют транспортиром, это и есть угол поля зрения объектива.

Выбор объектива. Укажем те из объективов, которые могут быть рекомендованы путешественнику как универсальные, но при этом должны оговориться, что с умыслом обходим так называемые наборы, так как по собственному опыту убедились в их малой практичности в дороге. Что является большим удобством при употреблении в комнатах или даже на открытом воздухе в культурных странах, то зачастую совершенно неприменимо в дороге или в местностях, где фотография новинка. Притом же употреблении объективов-наборов можно рекомендовать лишь опытному фотографу. Если путешественник захочет иметь объективы с различными фокусами, то лучше взять несколько самостоятельных объективов, чем наборный комплект линз и оправ.

Объективы Герда, Цейса, планастигмат Фос, симметрические объективы Росса и Дальмейера, апланаты Зутера, а из более дешевых апланаты Буша и Дерожи могут быть рекомендованы путешественнику, так как они почти одинаково пригодны для съемки всякого рода: пейзажей, внутренностей зданий, моментальных снимков и наружного вида строений.

Заметим при этом, что, покупая один объектив, полезнее выбирать такой, который покрывал бы несколько больший размер пластинки, чем тот, на котором предполагают снимать (обыкновенно нужно брать следующий номер по прейскуранту). Это особенно чувствуется при съемке горных местностей и вообще в тех случаях, когда полезно бы было применение т. наз. телеобъективов.

В этих же видах полезно выбирать объектив симметричный, т. е. такой, который позволяет работать и одной задней линзой.

Такому условию удовлетворяют все апланаты, а из анастигматических: планастигмат Фос, Цейса VII серии, анастигмат Герца и симметрический Росса.

Предполагая, что путешественник в пути будет работать камерой в полпластинки (13х18), можно рекомендовать следующие объективы.

Планастнигмат Фос, со светосилой f, 6.6, а для южных стран f. 8, принадлежащий по своей конструкции к типу анастигматических объективов. Для размера 13х18 достаточно взять 4-й номер объектива с длиной фокуса в 180 м. (фиг. 116). Еще лучше взять следующий номер, но это исключительно в видах соблюдения при съемке видов правильной перспективы. Объектив имеет слишком достаточную светосилу, позволяет работать с самыми быстрыми затворами. Захватывая угол в 75 градусов, он при полном отверстии дает чрезвычайно ровно освещенное и одинаково резкое от края до центра пластинки изображение при большой, сравнительно со светосилой, глубиной фокуса. Притом планастигмат совершенно свободен от искривления прямых линий даже и по краям пластинки, от чего несвободны даже лучшие анастигматы Цейса и Герца. К этому следует прибавить, что и по своей более низкой цене объектив этот заслуживает самого серьезного внимания.

Цейса анастигмат II-а серии №4. При длине фокуса в 205 мм он свободно покрывает пластинку в 13х18, захватывая угол в 75°. Глубина фокуса и равномерность даваемого им освещения заслуживают особого внимания, а светосила в 1/8 вполне достаточна для самых быстрых работ на открытом воздухе и при хорошем освещении.

Герца — двойной анастигмат III серии F 7.7. № 3. Объективы этой фирмы давно пользуются заслуженной известностью за свои выдающиеся качества. Указанный номер анастигмата имеет длину фокуса в 210 мм, захватывает угол около 80°, а при меньших диафрагмах может до известной степени заменить и широкоугольный объектив с углом в 90°. Объектив этот одинаково пригоден как для снимков пейзажей, групп, портретов, так равно и моментальных снимков с самой большой скоростью затвора. Мы нарочно указываем несколько больший номер, так как тот же анастигмат № 2 с фокусом 180, предназначенный для камер в 13х18, не допускает передвижения объективной доски и по многочисленным отзывам уступает в этом отношении планастигмату Фос с такой же длиной фокуса.

Росса симметрический (Ross Rapid Symmetrical Lenses) №5 представляет превосходный объектив для работ всякого рода. Обнимая при большой диафрагме угол около 60 градусов, с фокусом в 10 ½ дюймов, объектив этот имеет светосилу f/8, а потому годен для моментальных снимков даже с большею скоростью затвора. Будучи более длиннофокусным, чем все предыдущие, он более точно передает перспективу, но зато отличается меньшей глубиной фокуса.    

 

Фиг.116. Планастигмат «Фос». 

Следует заметить, что фирма Росса изготовляет также анастигматы Цейса и Герца и изготовляет их несравненно тщательнее, чем сами изобретатели анастигматов. При одинаковой цене объективы, изготовленные Россом, отличаются тщательностью отделки и большей точностью работы в оправе и диафрагмах.

Пропуская объективы других дорогих фирм, следует указать на дешевые и прекрасные по своим качествам апланаты Зутера, Дерожи и особенно Буша. Объективы последней фирмы под названием Detective Aplanate обладают достаточной светосилой, сравнительно глубоким фокусом, дешевы и дают в руках опытного фотографа замечательные результаты.

В некоторых случаях фотографирования приходится прибегать к помощи особых объективов, известных под названием телеобъективов. Применять телеобъективы приходится тогда, когда желают получить снимок предмета, находящегося очень далеко и изображение которого рисуется обыкновенным объективом на матовом стекле слишком мелким, подойти же к самому предмету нет возможности. Применение телеобъективов, в силу их громоздкости, значительного веса и сравнительно малой светосилы, почти совершенно устраняющем возможность моментального фотографирования, требует обязательного употребления штативной камеры. Лучшими телеобъективами могут считаться приборы Цейса и Дальмейера, а из более дешевых очень хороши телеобъективы Зутера.

3) Моментальный затвор. Без моментального затвора при настоящих светосильных объективах фотографу на открытом воздухе обойтись положительно невозможно. Хороший затвор должен работать без всякого сотрясения, равномерно освещать поверхность светочувствительной пластинки, давать возможность регулировать скорость действия в довольно широких пределах, допуская в то же время работу с выдержкою, быть прост в обращении и, наконец, малочувствителен к климатическим переменам. Лучшими затворами, удовлетворяющими почти всем перечисленным требованиям, являются затворы шторные, а наиболее удобный из них (но не лучший) затвор Тортон-Пикара (фиг. 118), под маркой «Standard pattern», снабженный особым вентилем для экспозиции в крупных частях секунды (1/3, ½, ¼, 1/5 и т. д.) (фиг. 119). Из других многочисленных затворов заслуживают внимания затворы Лингофа и в последнее время Крауса. Оба эти затвора, будучи изготовлены из солидных металлических частей, отличаются сравнительной тщательностью работы и точностью в действии, чего нельзя сказать про затворы фирмы Бауш и Ломб, «Уникум» и т. под. Затворы Лингофа и Крауса особенно применимы в камерах с приспособлением для катушечных тонких пленок, в которых требуется иметь затвор постоянно закрытым. 

 

Фиг. 118. Затвор Торитон-Пикара  


Фиг.119. Винтиль к затвору

 

Для снимания предметов, двигающихся с большой скоростью, употребляются шторные затворы при пластинке, прототип которых устроен Аншюцем в камере «Герц-Аншюц». Значительные усовершенствования этого затвора сделаны варшавской фабрикой «Фос» в выпущенных ею ручных аппаратах, и фабрикой Цейса, который применяет шторные затворы к своему аппарату Минимум-пальмос. Еще более усовершенствован шторный затвор у камер Эрнемана.

4) Штатив. Штатив должен быть легок и в то же время прочен. Чем штатив проще, тем он прочнее и удобнее в обращении, а главное тем он устойчивее и с большим успехом может противостоять порывам ветра. Легкие, весьма заманчивые по своей портативности штативы составляют достояние фланеров из любителей-туристов, серьезный исследователь-фотограф такого штатива в дорогу никогда не возьмет. Удобнее всего штатив, состоящий из двух колен, притом такой, чтобы в раздвинутом и поставленном виде верхняя площадка его могла приходиться на высоте немного ниже глаз путешественника и, конечно, без ущерба для прочности установки.

Верхняя площадка штатива должна быть оклеена сукном или бархатом для того, чтобы не царапать камеры. Безусловно, необходимо требовать, чтобы все винты штатива были закреплены в нем наглухо, дабы невозможно было их потерять в дороге. Концы ножек должны оканчиваться острыми гвоздями, для того чтобы они не расходились на гладкой каменистой почве или каменном полу, но еще полезнее для той же цели иметь одетый раз навсегда на ножки штатива шнурок.

Штатив далеко не лишняя вещь и при ручной камере, так как работать прямо с руки в тех случаях, где требуется продолжительная экспозиция, невозможно, а найти какую-нибудь естественную подставку не всегда можно.

Капитан Аbney рекомендует применять для съемки без штатива обыкновенную трость, на которую он ставит камеру, придерживая ее рукою. Однако такой способ при малейшем ветре ничуть не вернее простого фотографирования с руки при соблюдении известного рода осторожности.

В самое последнее время у торговцев появились очень интересные «Видиль-штативы», представляющие штативную головку, которую можно закрепить на поверхности местных предметов. Не испытав их в работе, трудно сказать что-либо о их практичности, но для легких камер они, по-видимому, вполне удовлетворительны.

5) Покрывало. Чтобы посторонний свет не мешал при наводке на фокус изображения по матовому стеклу, употребляется покрывало, сделанное на непроницаемой для света плотной черной материи. Взамен плотного бархата или сукна, рекомендуемого многими, советуем употреблять простую плотную черную материю, известную под названием «чертовой кожи». Материя эта неизмеримо дешевле бархата или сукна, и надежно защищает оператора от света. Необходимо, чтобы покрывало совершенно закрывало камеру и голову фотографа во время наводки на фокус. На передней кромке покрывала следует пришить ленточную петлю для того, чтобы надевать его на объектив в случае ветра.

В некоторых камерах матовое стекло закрывается особо приспособленным коническим мехом, при употреблении которого покрывало делается, по-видимому, как бы излишним. На самом деле это не совсем так, конический мех приносит большую пользу при съемках с руки, когда нужно только проверить правильность установки на фокус, но он слишком мало затеняет матовое стекло для того, чтобы по нему точно навести изображение, употребляя среднюю или малую диафрагму. Таким образом при съемке тонких детальных фотографий (рукописи, геологические снимки, археологические и т. под.) даже и при таком мехе приходится наводить на фокус с покрывалом (а иногда и с лупой).

6) Красный фонарь. Наиболее практичным по портативности и своей легкости фонарем для путешествия является складной четырехугольный фонарик (фиг. 120), состоящий из жестяных рамок, обтянутых красным неактиничным холстом, и двух жестяных донышек. В одном из последних устроено место для вставления свечки. Такой фонарь занимает очень мало места, имея величину всего в 20х10х30 сантиметров и в то же время дает вполне достаточный для всякого рода манипуляции свет. Для его освещения употребляются особые весьма удобные свечи из смеси парафина с воском, но и всякий простой стеариновый или восковой огарок может служить с одинаковым удобством. Отправляясь в путь, необходимо иметь небольшой запас красного неактиничного холста или бумаги, чтобы на случай загрязнения стенок фонаря копотью или их прогорания (что случается редко, но вполне возможно) иметь материал для починки.

 

Фиг. 120. Дорожный фонарь из жести

 

В последнее время появились в продаже еще более портативные фонари, сделанные только из бумаги и одеваемые прямо на свечку (см. рис. 121). В дороге они неудобны, потому что часто трудно найти ровную поверхность, на которую их можно поставить, на площади же неровной они пропускают снизу свет и, кроме того, бумага, из которой приготовлены эти фонари, сильно линяет и очень скоро теряет свою неактиничность. В случае необходимости можно взять обыкновенный фонарь и обернуть его в красную материю или бумагу. Иногда удается прямо свернуть красную материю фунтиком и последним накрыть свечку Вообще замена фонаря много зависит от изобретательности самого оператора.



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru